Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

500 ЛУЧШИХ СОВЕТОВ ТРЕНЕРУ

500 ЛУЧШИХ СОВЕТОВ ТРЕНЕРУ

Фил Рэйс, Бренда Смит
СПб.: Питер, 2001

Книга английских специалистов в области тренинговой работы выпущена издательством «Питер» в серии «Эффективный тренинг». Кстати сказать, эта серия уже порадовала читателей рядом очень интересных и качественных изданий. Книга «500 лучших советов тренеру» не исключение.
Издательства, выпускающие психологическую литературу (в том числе «Питер»), приучили нас к тысячестраничным фолиантам, насыщенным самым разнообразным материалом. Пробираться через дебри многословности и теоретизирования специалисту-практику бывает просто недосуг. На фоне толстых монографий и учебных пособий книжка Фила Рэйса и Бренды Смит может показаться — в силу своего невеликого объема (128 страниц) — малоинформативной. Однако такое предположение ошибочно.
Рискну высказать мнение, что одним из показателей качества и полезности любой специальной книги является соотношение между количеством ее страниц и количеством страниц ее конспекта. Если этот показатель приближается к единице, значит, конспектировать книгу не удается, то есть все, что в ней написано, — важно. Книга Рэйса и Смит как раз из таких.
В ней нет теоретических рассуждений — только совершенно конкретные практические советы и рекомендации психологу, ведущему тренинги. Между прочим, название книги вводит в заблуждение. В этой работе не пятьсот советов. Их гораздо больше. Все эти советы касаются вопросов организации, планирования и проведения тренингов, но не связаны с содержательными моментами. Таким образом, неважно, какого типа вы проводите тренинг — в любом случае практические предложения и рекомендации, представленные в книге, будут вам полезны. Разумеется, некоторые из советов опытным тренерам могут показаться трюизмами, но для новичков то же самое может стать настоящим откровением.
Здесь идет речь о том, как готовиться к тренингу, как встречать участников, как использовать предметы обстановки, аппаратуру и наглядные пособия, и даже о том, что именно брать с собой, если вы проводите тренинг в другом городе. Почти во всех разделах книги содержится по десять советов, но в некоторых, где авторы, по-видимому, особенно увлекались, — по двадцать (например, в очень любопытной подглавке, посвященной использованию видеомагнитофона).
Данное издание — это своеобразная энциклопедия советов тренеру. Поэтому совсем не обязательно читать ее подряд: можно выбирать те места, где содержатся ответы на заинтересовавшие вас вопросы. Конечно, далеко не все вопросы, которые могут возникнуть у начинающего тренера, получают в этой работе полное и ясное освещение. Так, например, нет рекомендаций о количестве времени, которое следует выделять на проведение тренинга, ничего не говорится о том, как вести себя в момент кризиса группы, отсутствуют советы по отбору участников и их оптимальному количеству. Но это и понятно: невозможно дать советы на все случаи жизни.
Эту книгу можно с уверенностью порекомендовать всем психологам, интересующимся тренингами.

Игорь ВАЧКОВ