Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2002


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ

Здравствуйте, уважаемая редакция любимой газеты!
С 1999 года я — ваш постоянный подписчик. С тех пор все более уверяюсь в том, что моя с вами встреча — это одно из самых значительных событий в моей профессиональной жизни.
Для меня — психолога сельской школы — вы стали не только «университетами», но и другом, подсказывающим, как поступить с той или иной проблемой, или утешающим «лирической страничкой». Особое спасибо за Дину Рубину (по возможности, пожалуйста, опубликуйте еще что-нибудь из ее произведений).
Пишу вам уже не первый раз. Однажды Сергей Степанов очень обстоятельно ответил на мой вопрос. Еще раз благодарю его за это. Он — мой любимый автор. Обязательно сначала просматриваю в каждом номере, есть ли там его статьи или статьи Марины Битяновой, Игоря Вачкова...
И вот снова у меня проблема, уважаемая редакция, с ней к вам и обращаюсь.
Сейчас очень много пишут и говорят о синдроме профессионального сгорания. Такой запрос от коллектива поступил и ко мне. Все, что удалось найти в нашем областном психологическом центре «Ресурс» (там работают замечательные люди!), я до коллектива донесла, но лишь сильнее разожгла интерес коллег к этой теме. Им хочется больше знать о способах профилактики, а я уже все, что знала, рассказала-показала. Подскажите, пожалуйста, какая литература есть на эту тему, или помогите сами.
Спасибо вам.

С уважением,
Наталья Михайловна ШАВЕЙНИКОВА,
школьный психолог Григорьевской
средней школы, Ярославская область

Уважаемая Наталья Михайловна!
Синдром эмоционального сгорания, или психофизиологического истощения, достаточно широко описан в современной литературе.
Е. Малер выделяет 12 основных и факультативных его признаков:

1. Истощение, усталость.
2. Психосоматические осложнения.
3. Бессонница.
4. Негативные установки по отношению к клиентам.
5. Негативные установки по отношению к своей работе.
6. Пренебрежение исполнением своих обязанностей.
7. Увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства).
8. Уменьшение аппетита или переедание.
9. Негативная самооценка.
10. Усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности).
11. Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия).
12. Чувство вины.

О синдроме эмоционального сгорания в педагогической профессии и об условиях его преодоления Вы можете прочитать в следующих книгах:

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. Социальная работа /Под ред. И. Зимней. Вып. 2. М., 1992.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук