Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002


ТЕЗАУРУС

ИСТОКИ НИЩЕТЫ ДУШЕВНОЙ

ДЕПРИВАЦИЯ — термин, используемый в самом широком спектре значений в биологических и социальных науках (и, разумеется, в психологии, изучающей, в частности, сочетание биологического и социального в человеке). Происходит от латинского слова deprivatio (потеря, лишение), появившегося в позднем Средневековье, поначалу — в церковном обиходе, и означавшего лишение духовного лица бенефиция (доходной должности). Слово постепенно проникло во многие европейские языки и ныне широко употребляется в повседневной речи. Например, английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с сильным негативным акцентом — когда имеют в виду не просто забрать, а лишить чего-то важного, ценного, необходимого (строчка из популярной песни: You deprived me of my rest — Ты лишила меня покоя).

В науке данный термин начал использоваться в 1-й половине ХХ века в своем самом непосредственном, буквальном смысле — в рамках физиологических исследований, связанных с лишением организма возможности удовлетворять те или иные жизненные нужды.

Термином пищевая депривация обозначалось принудительное голодание, двигательная депривация — лишение возможности двигаться, и т.п.

Для психологии самым важным (хотя и вполне предсказуемым) выводом из этих исследований явилось заключение о том, что депривация витальных потребностей вызывает не только физический, но и психологический дискомфорт.

Особую область исследований составили опыты, связанные с депривацией сна. Проведенные на людях, эти опыты продемонстрировали, что принудительное сокращение сна по сравнению с необходимой для данного человека нормой вызывает особые состояния сознания — снижение рационального, волевого контроля за своими мыслительными процессами, утрата критичности по отношению к воспринимаемым внешним стимулам и даже возникновение галлюцинаций (зрительных, слуховых и др.).

В связи с этим становится понятна древняя традиция «бдений», характерная почти для всякой мистической практики и религиозного культа. Наряду с постами, то есть лишением полноценного питания (пищевой депривацией), депривация сна признается одним из путей к «очищению», «просветлению», а фактически выступает способом вызвать измененное, противоестественное состояние сознания. Ну а как же иначе, если нормальная работа мозга здравомыслящего человека постоянно приводит к противоречиям с догматами культа? Вследствие недостатка еды и сна высшие отделы мозга затормаживаются, и тут уже пригрезиться может что угодно.

Пожалуй, столь же давнюю историю имеет практика использования так называемой сенсорной депривации, причем с той же целью. Испокон веку подвижники любого культа стремились к уединению, уходу от мира, добровольно заточали себя в пещеру, келью, скит. Тем самым они фактически сокращали поступающий к органам чувств поток сенсорных стимулов. Известны даже примеры добровольного самоослепления с целью сосредоточиться на внутреннем духовном опыте, не отвлекаясь на внешний, чувственный. Чего же в самом деле можно добиться сведением к минимуму чувственного опыта?

Довольно неожиданный ответ на этот вопрос был дан в середине ХХ века учеными из американского университета Мак-Гилла. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Казалось бы — лежи себе в полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней.

В чем же дело?

Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе, как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. На основании этого опыта был сделан вывод о чрезвычайной важности внешней сенсорной стимуляции для нормального функционирования сознания. По мнению ученых, полученные данные указывали на то, что сенсорная депривация — верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.

К иным выводам пришел другой ученый, Джон Лилли, который примерно в то же время испытывал действие сенсорной депривации на самом себе. Он проделывал это в еще более усложненных условиях — находился в непроницаемой камере, где был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был лишен даже температурных и гравитационных ощущений.

Нет ничего удивительного в том, что и он пережил то же самое, что и испытуемые из университета Мак-Гилла. Однако к своим ощущениям Лилли подошел с иной установкой. По его мнению, дискомфорт возникает вследствие того, что человек воспринимает иллюзии и галлюцинации как нечто патологическое, а потому пугается их и стремится вернуться в нормальное состояние сознания. Впрочем, понятие «нормальное» Лилли употребил бы в кавычках — иные состояния, с его точки зрения, столь же нормальны, просто недоступны в обыденных условиях, а потому непривычны.

Но именно сенсорная депривация, так же как и употребление психоделических препаратов, позволяет выйти за пределы обыденного сознания и тем самым неизмеримо обогатить опыт «внутреннего чувствования». Надо ли говорить, что экстремал Лилли в итоге попытался совместить то и другое — перед погружением в депривационную камеру еще и накачивался наркотиками. Его самоотчеты представляют собой замечательный клинический материал для психиатров — тут и переживания путешествий в иные миры, и контакты с инопланетным разумом, и т.п. Неудивительно, что знаменитый фантазер
С. Гроф, один из лидеров трансперсональной психологии, апеллирует к опыту Лилли в своих трудах, в частности в книге «Путешествие в поисках себя».

Однако, по большому счету, эти опыты принципиально не отличаются от предыдущих. Они также подтверждают, что сознание, не получая стимуляции из внешней среды, перестает нормально функционировать и начинает продуцировать фантастические образы. От этого в конце концов можно и свихнуться. Вот только одни поначалу отдают себе в этом отчет и хотят этого избежать, другие — напротив, этому даже рады.

Не секрет, что многих недовольство единственной существующей реальностью подвигает на поиски другой, и они впадают в щенячий восторг, если удается ее нащупать даже ценой потери рассудка. Так что у желающих послушать ангельское пение или пообщаться с маленькими зелеными человечками есть множество приемов достичь этой цели. Причем приемов довольно простых. Любой способ получить наслаждение от нормальной полнокровной жизни в нашем не очень уютном мире — намного сложнее, не каждому по силам.

В психологии развития термин депривация употребляется в несколько ином смысле — как недостаток сенсорных и социальных стимулов, приводящий на определенных этапах онтогенеза к замедлению и искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Данный феномен был описан еще Я.-А. Коменским, позднее — Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в ХХ веке — А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума. Всемирную известность приобрели проведенные в 40-х годах
ХХ века исследования детей в неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби,
Р. Спиц); эффект замедления и искажения их развития получил название госпитализма.

Обобщению многочисленных эмпирических данных, касающихся проблемы депривации в указанном смысле, посвящена обстоятельная монография чешских авторов Й. Лангмейера и З. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте». В ней авторы выделяют важнейшие потребности развивающегося ребенка и соответственно — формы депривации при ограничении возможности удовлетворять эти потребности.

Согласно Лангмейеру и Матейчеку, для полноценного развития ребенка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию; 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.

В несколько ином значении термин был введен в социологию (и социальную психологию)
С.-А. Стауффером, который рассматривал депривацию в качестве одного из факторов развития социальных групп и общественных организаций, который субъективно проявляется как чувство недовольства, испытываемое группой по отношению к своему состоянию, а объективно — как стремление данной группы достигнуть уровня другой группы, более развитой или более благополучной в социальном отношении.

Очевидно, что такое определение преимущественно относится к социально обездоленным группам, прежде всего — к малоимущим, для которых справедливо как понятие относительной депривации по Стауфферу, так и более общее понятие депривации как социально-экономической неполноценности. В современных условиях именно депривация в последнем из указанных значений приобретает характер острейшей проблемы — не только социальной, но также психологической и педагогической.

Малообеспеченные граждане, численность которых в нашей стране сегодня исчисляется миллионами (по некоторым данным — десятками миллионов), не выступают экономически самостоятельной категорией населения, так как неспособны обеспечить материальное благополучие своих семей, не прибегая к государственному вспомоществованию (дотациям, пособиям, разовым выплатам, налоговым льготам). Хотя эти люди не обладают экономическим суверенитетом, они не утрачивают конституционных прав. Правда, реализовать эти права в полном объеме они не могут.

Формально бедные имеют доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию и образованию, но реально этот доступ для них закрыт. Соответственно, и дети, рожденные в малообеспеченных семьях, не имеют тех реальных социальных преимуществ, которые автоматически достаются детям из экономически благополучных семей.

Бедняки живут в непрестижных, перенаселенных и криминогенных районах, в некомфортных жилищах, плохо питаются, посещают школы невысокого уровня, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.

Одним из последствий социальной депривации является то, что бедные не осваивают социально одобряемые роли и культурные ценности. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных часто смещен в сторону негативных оценок реальности. Часто они оказываются не в состоянии построить полноценные социальные отношения, в том числе — семейные.

Все эти факторы сказываются на успеваемости детей из малообеспеченных семей. Они лишены многих возможностей познавательного развития. Родители — как правило, сами малообразованные — не в состоянии помочь им в учебе. И само образование как ценность в таких семьях не пользуется высоким авторитетом.

Этот удручающий перечень можно продолжать бесконечно, но для этого существуют другие газеты. Психологам же просто надо отдавать себе отчет: хотя они постоянно сталкиваются с психологическим аспектом этой проблемы, сама по себе проблема не столько психологическая, сколько социальная, и соответственно — главная роль в ее решении должна принадлежать также не психологам. Психологи могут лишь отчасти, в некоторых частных случаях смягчить отдельные симптомы. Но тут необходимо лечение не симптомов, а болезни. А панацею, похоже, нигде в мире еще не изобрели.

Сергей СТЕПАНОВ