Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002


РЕПОРТАЖ

НАУКА + ПРАКТИКА = ?

1 февраля в рамках прошедшей в Москве V Всероссийской конференции «Психология и ее приложения» состоялся симпозиум «Психологическая служба образования как взаимодействие психологической науки и психологической практики»

Стало уже традицией, что психологи, работающие в системе образования, собираются на этот симпозиум в стенах Психологического института РАО.
Среди его участников преобладают преподаватели и сотрудники высших учебных заведений.

Как отметила при открытии одна из ведущих этого мероприятия Е.Н. Волкова (заведующая кафедрой и директор института психологии Нижегородского университета), это — единственный симпозиум, посвященный прикладной науке.
Е.Н. Волкова обратила внимание на то, что представители психологической науки могли бы помочь решить многие насущные практические проблемы. Практические же психологи в системе образования нередко неуважительно относятся к фундаментальным основам психологии. Поэтому речь должна идти об оптимальных основах профессионального взаимодействия.
Эту и многие другие проблемы решено обсудить на III съезде практических психологов в системе образования, который состоится в конце мая.
К сожалению, в начале заседания возникло непонимание между участниками: их взгляды разделились. Проблемы, которые поднимались практическими психологами, были далеки от интересов представителей науки.
«Точкой соприкосновения» стало определение места службы практической психологии в концепции модернизации образования. В результате обсуждения было предложено создать на съезде координационный совет службы практической психологии в образовании.
Много вопросов вызвали выступления сотрудников лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО — Н.И. Гуткиной «Научные и практические аспекты психологической готовности ребенка к обучению в школе» и Н.Н. Толстых «Проблемы деятельности практических психологов в частных образовательных учреждениях».
Интересные проблемы выдвинула на обсуждение Л.И. Бершедова (декан факультета психологии Карельского государственного педагогического университета). Она считает, что практические психологи, работающие в образовании, должны владеть системой социально-психологических знаний. В вузах нужно давать студентам не только знания, но и умения и навыки. В этом может помочь организованная на старших курсах стажерская практика, в которой обязательно должна присутствовать супервизия.
Живой отклик у аудитории вызвало выступление М.А. Степановой (факультет психологии МГУ им. Ломоносова). Марина Александровна полагает, что одна из причин неуспешности школьного психолога лежит в незнании предмета практической психологии. А психология, которая преподается в вузах, не может быть перенесена в практику. Но есть особого рода теории (например, разработки Ф. Василюка), за которыми стоит практическая деятельность.
По мнению И.В. Дубровиной, психологическую службу в образовании стоит закрыть, а психологов брать на работу в школы.
Т.Н. Клюева (руководитель регионального социально-психологического центра, г. Самара) считает, что психологическая служба должна давать экспертную оценку школьным программам, проверяя, насколько они способствуют развитию ребенка.
Руководитель городского методического объединения из г. Коломны Н.Н. Тарасенко опасается, что деятельность психологической службы может быть «зарегламентирована». В результате из деятельности психолога уйдет творчество.
А. Попова (психолог из г. Орска) выдвинула четкие требования к работе своих коллег. В частности, это касается порядка внедрения координационно-развивающих программ. Она предложила более опытным коллегам руководить работой начинающих психологов по крайней мере в течение года. Как можно оценить качество работы психолога без отчетливого понимания того, что же считать результатом его деятельности? Все эти вопросы должны обсуждаться на съезде.
С точки зрения Т. Аржакаевой (педагог-психолог Учебно-методического образовательного центра, г. Видное), к психологическим программам надо относиться более осторожно: их ни в коем случае нельзя утверждать раз и навсегда.
Таким образом, III съезд практических психологов должен рассмотреть немало важных проблем.

Ольга РЕШЕТНИКОВА