Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРОБЛЕМЫ ДУШИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

ПРОБЛЕМЫ ДУШИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Карл Густав Юнг
СПб.: Питер, 2002

Среди мастеров зарубежной психологии К.-Г. Юнгу, наверное, принадлежит первенство по количеству изданий его трудов в нашей стране. Только Фрейд мог бы соперничать с ним. Поэтому выход новой книги представляется довольно смелым шагом издателей, тем более что «Проблемы души нашего времени» уже дважды публиковались в нашей стране. Правда, было это в начале девяностых, и сегодня этот классический сборник важнейших работ Юнга на прилавках не сыщешь, и не все психологи, даже именитые — как автор предисловия к данному изданию, — о нем знают (так, в предисловии указано, будто многие работы, включенные в сборник, в переводе на русский язык публикуются впервые). Так что издательский риск, наверное, оправдан.
Интерес к идеям Юнга не ослабевает. Многим читателям-интеллектуалам импонирует мистический настрой его мировоззрения. Да и многие психологи-профессионалы, даже не будучи приверженцами аналитической психологии, с интересом штудируют его работы.
Книга представляет собой авторскую подборку статей и докладов Юнга, опубликованных в 20-е годы и посвященных различным аспектам его теории. Собранные и изданные самим Юнгом, эти работы в совокупности весьма разносторонне отражают основные идеи автора, какими они оформились к началу тридцатых (в этом нелишне отдавать себе отчет, ибо с той поры концепция Юнга претерпевала определенные изменения, дополнялась и расширялась). В связи с этим кажется несколько странным помещение на последнюю страницу обложки портрета Юнга в преклонном возрасте.
Да и вообще издание производит впечатление некоторой поспешности. Например, оно заслуживало бы более глубокого предисловия. Нелишними были бы и квалифицированные комментарии.
В аннотации читаем: «Теория коллективного бессознательного, классификация психологических типов, введение понятий индивидуации и Самости — центральные темы этих произведений, отраженные и в данной книге». При этом следует отметить — отраженные в той форме, какую допускает объем часового доклада или журнальной статьи.
Например, психологической типологии посвящена небольшая статья (с. 99–121), в которой, кстати, никакой классификации не приводится, а содержатся лишь ключевые идеи, на которых построена типология Юнга.
Собственно классификацию следует искать в другой работе — «Психологические типы», которая в силу своего гигантского объема в сборник, понятно, не входит. То же касается и всех прочих идей и конструкций, представленных конспективно, лаконично.
Впрочем, для читателя, не настроенного углубляться в лабиринты аналитической психологии, этого вполне достаточно для знакомства с ключевыми идеями Юнга, в частности — с его собственной интерпретацией расхождений с Фрейдом (для той поры эта тема оставалась для Юнга весьма болезненной, и этот, говоря его словами, «аффективный след» красной нитью проходит сквозь всю книгу).
Для тех же, кого данный подход заинтересует всерьез, классический сборник выступит прекрасной стартовой площадкой для дальнейших штудий.

Сергей СТЕПАНОВ