Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

А.Я. Варга
СПб.: Речь, 2001

Занимается ли школьный психолог семейной психотерапией? Может быть, чиновники от образования скажут, что психотерапия не относится к основным направлениям деятельности педагога-психолога. Его, мол, задача — работать с учащимися. А семью пусть оставит семейной консультации.
Хотя любой школьный психолог отлично знает: помочь ребенку решить проблемы с учением, с поведением, с отношениями можно в полной мере только тогда, когда построено взаимодействие с семьей этого ребенка.
Поэтому книга А.Я. Варги «Системная семейная психотерапия» — настоящий подарок для школьного психолога. Это золотой ключик от двери в загадочный мир — семейную систему (да простят меня читатели за эту несколько высокопарную метафору).
Что поражает с первых же страниц — это удивительная простота изложения. Ясно, доступно, понятно, интересно. Связаны эти особенности книги, видимо, с тем, что в ее основу положен курс лекций, прочитанных автором в 1998 году в Академии практической психологии при факультете психологии МГУ (хорошие лекции и должны быть именно такими).
Замечу, однако, что буквальная фиксация материала лекции без кропотливой редакторской работы может и не быть удачной. То, что хорошо слушается, не всегда хорошо читается (впрочем, чаще бывает наоборот: материал научной монографии слушать невозможно, его нужно воспринимать текстуально, неоднократно возвращаясь к прочитанному).
А.Я. Варга излагает взгляд на семью как на особую социальную систему, которая обладает комплексом элементов и свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. При этом семейная система может быть оценена по следующим параметрам: стереотипы взаимодействия, семейные правила, семейные мифы, границы, стабилизаторы, семейная история.
Излагаются правила и закономерности функционирования семейной системы. Автор объясняет сущность важнейших методологических принципов системной семейной психотерапии — циркулярность, гипотетичность, нейтральность. Описываются этапы психотерапевтического воздействия на семейную систему и очень подробно представлен важнейший метод работы — циркулярное интервью.
То, что безусловно заинтересует читателя, даже не занимающегося психологией профессионально, это примеры составления генограмм — систем специальных записей взаимоотношений людей в поколениях. Анализ генограмм позволяет найти корни многих нынешних проблем в семье, опираясь на опыт наших родителей, бабушек, дедушек. Такой анализ любой из нас может провести для собственной семьи и получить ответы на многие вопросы... или задаться новыми.
Книга содержит большое количество примеров из личной практики автора и ее коллег. Рассмотрение этих примеров помогает не только понять систему реализации положений теории, но и увидеть подлинное содержание очень непростой психотерапевтической работы с семьей. Так что школьным психологам есть смысл найти возможности для приобретения этой книги.

Игорь ВАЧКОВ