Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2002


ИГРОТЕКА

ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ

Игра-тренинг

Взаимодействие учителей и родителей в настоящее время носит эпизодический характер. В лучшем случае родители могут встретиться с педагогами на родительском собрании один раз в четверть. Однако семья и школа заинтересованы в равноправном сотрудничестве. Предлагаемая игра-тренинг представляет собой диалог родителей и педагогов. Она состоит из двух частей. Участники пытаются найти ответы на два основных вопроса: какие общие задачи воспитания стоят перед педагогами и родителями в настоящее время и каковы должны быть отношения между педагогами и родителями?

Участники: родители и педагоги школы (до 30 человек).
Время проведения: 4 часа.
Игра проводится в большом зале.
Необходимое оборудование: визитки для каждого участника, лист ватмана, листы бумаги А3, 4 набора кругов (по 2 в каждом наборе), маркеры или фломастеры, плакат с текстом памятки «Что значит сотрудничать?»

РАЗМИНКА

Мы использовали вариант известного упражнения «Молекулы и атомы».
Все ходят по комнате и приветствуют друг друга. Задача — поприветствовать как можно больше народу. По сигналу ведущего все объединяются в группы: количество участников в группе должно соответствовать числу, заданному ведущим.
После того как участники объединились в группы, ведущий дает следующую инструкцию: найдите общее свойство у всех членов группы.
Затем все вновь ходят по залу, приветствуя друг друга. Ведущий 3-4 раза просит участников объединиться и найти общее для всех свойство.
Во время последнего объединения предлагается новое задание — придумать и показать скульптурную композицию «Семья и школа».
В следующем упражнении все участники садятся в круг.
Ведущий выкладывает в центре четыре набора кругов. Каждый набор состоит из двух разноцветных кругов диаметром 30 см, вырезанных из плотной бумаги или картона.
Ведущий говорит о том, что у семьи есть определенные воспитательные задачи, есть они и у школы. Пересекаются ли эти задачи — вот что предстоит выяснить на этом этапе. Зеленый круг — задачи семьи, желтый — задачи школы. Надо показать, как соотносятся эти задачи. Для этого необходимо каким-либо образом расположить круги по отношению друг к другу.
Ведущий предлагает одному из участников показать свой вариант.
После этого ведущий просит показать свой вариант тех участников, которых не устраивает предложенный.
Эта процедура продолжается до тех пор, пока участники не заявят все возможные для них варианты.
Возникает, как правило, несколько моделей отношений:

— семья и школа решают не связанные друг с другом задачи (круги располагаются друг от друга достаточно далеко);
— задачи могут частично пересекаться;
— задачи семьи и школы могут полностью совпадать.

Быть может, участники смогут придумать еще что-то. Так, на одной из встреч родители предложили объемную пересекающуюся модель. Так что заранее просчитать все возможные версии довольно трудно.
Наиболее распространенной является третья модель — задачи воспитания пересекаются в той или иной степени.
Следующее игровое упражнение — определение позиции каждого участника. Ведущий просит каждого встать возле того варианта, который кажется ему наиболее приемлемым. Тем самым подводится итог первой разминочной части.
Первый вывод фиксируется на ватмане под общим названием «Итак...».

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ

Следующий вопрос, на который предстоит ответить: какие совместные задачи ставят перед собой семья и школа?
Ведущий просит участников разделиться на две группы: родителей и учителей. Первая группа составляет список тем, проблем, вопросов, с которыми родители обращаются к педагогам. Вторая группа составляет список тем, проблем, вопросов, с которыми учителя обращаются к родителям.
Далее участники объединяются в общий круг. На стенде появляется плакат «Наши общие задачи» и рядом два листа А3, которые называются соответственно «Запрос родителей к школе» и «Запрос школы к родителям».
Ведущий просит одну из групп представить список. Участник последовательно зачитывает каждый пункт. В том случае, если у второй группы есть схожий тезис, то он записывается на плакат «Наши общие задачи».
В какой-то момент появляются проблемы, которые не находят отклика у другой группы. В зависимости от того, кто заявил эту проблему, она записывается на один из листов А3.
После того как будет составлен общий список задач, предстоит разобраться с одинарными запросами. Если все соглашаются с тем, что запрос входит в список совместных задач, — он записывается на ватман. Если нет — проходит обсуждение, почему этот запрос не может быть в данное время признан общим. Например, на одной из игр родители хотели, чтобы школа отслеживала состояние здоровья учеников, информировала родителей о возникающих проблемах. После обсуждения участники вынуждены были признать, что в настоящее время у школы нет объективных ресурсов для решения этой задачи. Таким образом, односторонние запросы либо становятся общей задачей, либо снимаются с обсуждения.
Итогом этой части встречи становится вывод на плакате «Итак...». Звучит он примерно следующим образом: «Мы знаем наши общие задачи».

ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ

После небольшого перерыва начинается вторая часть деловой игры «Позиции в общении». Ведущий знакомит присутствующих с тем, какую позицию в общении может занимать каждый.
Позиция «снизу» — участник подстраивается под собеседника, готов отказаться от реализации собственной задачи под нажимом собеседника.
Противоположная позиция — позиция «сверху». Здесь человек, напротив, добивается решения своей задачи, не обращая внимания на состояние и потребности другого человека.
Наиболее конструктивной является позиция «на равных», когда происходит взаимодействие двух заинтересованных в сотрудничестве, уважающих друг друга сторон.
Для тренировки каждой позиции участников просят разбиться на группы по трое.
Ведущий предлагает различные варианты проблемных ситуаций. Один из участников группы принимает на себя определенную роль и позицию («сверху», «снизу», «на равных»). Позиция при этом заявляется вслух. Второй участник действует любым способом — так, как у него получается. Третий является экспертом. Он помогает первому удержаться в заявленной позиции: в том случае, если участник уклонился от выбранной роли, он говорит: «Стоп» — и озвучивает ситуацию.
Работа в группах организуется таким образом, чтобы каждый участник успел побывать в каждой позиции.

Примеры проблемных ситуаций
  • Один попросил у другого конспект важной работы и не вернул вовремя. При этом, когда тетрадь с работой была возвращена, она имела вид неряшливый, местами была заляпана и порвана.

  • Человек взял деньги в долг на определенное время и вовремя не вернул.

  • Один из участников — цветовод-любитель. На даче он разводит тюльпаны редких сортов. И вот однажды он становится свидетелем того, как собачка соседей помяла любимые цветы. Представьте себе разговор с соседями.

Далее участники вновь делятся на группы — педагогов и родителей. Каждая группа получает список запросов противоположной группы, который был составлен в первой части встречи.
Задача каждой группы — определить, в какой позиции находятся участники по отношению друг к другу при решении каждого запроса.
Этот этап завершается обсуждением того, возможно ли решить данные задачи с позиции «на равных». В случае необходимости можно разыграть ситуацию из списка и попытаться решить ее с позиции сотрудничества.
После обсуждения, как правило, участники приходят к выводу, что наиболее конструктивной является позиция «на равных». При этом она и наиболее трудная. Этот вывод также записывается на листе ватмана: «Оптимальной позицией в наших взаимоотношениях является позиция «на равных».
Завершающим этапом работы является обсуждение памятки «Что значит сотрудничать?».

ПАМЯТКА

  • Найдите возможность встретиться с учителем (родителем) в спокойной обстановке.

  • Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения.

  • Выслушайте точку зрения другого: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения. Сформулируйте суть проблемы.

  • Поставьте перед собой и собеседником вопрос: что можно сделать в данной ситуации?

  • Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный для обеих сторон.

  • Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения.

  • Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.

На этом, собственно, и заканчивается деловая игра. Но в заключение участникам необходимо обсудить, какие дальнейшие шаги будут предприняты, для того чтобы выстроить систему взаимодействия между педагогами и родителями.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
Татьяна БЕГЛОВА