Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2002


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА

Не так давно в лексикон специалистов, работающих с детьми, вошло слово лекотека. Произошло оно от шведского слова leco (игрушка) и греческого theke (хранилище). Как и любое хорошее начинание, идея своеобразной библиотеки игрушек получила в нашей стране стремительное развитие. Причем часто каждый специалист понимал под этим что-то свое и реализовывал сообразно своим возможностям. Я видела и небольшой шкафчик в группе детского сада, заполненный игрушками и развивающими материалами, который его создатели также называли «лекотекой».
Недавно были сделаны первые шаги для создания научно обоснованной и адаптированной к российским условиям модели лекотеки. Она была создана полгода назад в рамках проекта «Российская лекотека» специалистами (медиками, психологами, педагогами) на базе психолого-медико-социального центра «Росток» г. Москвы. Об этом проекте я попросила рассказать его разработчиков — директора центра Владимира ЯРЫГИНА и заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства МГППИ Александра КАЗЬМИНА.

Когда и с какой целью были созданы первые лекотеки?

В.Я. Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек.
Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии.

А.К. Цель американской лекотеки — предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встреч со специалистами. Лекотека использует семейно-центрированную игру как ключ для интеграции детей, имеющих инвалидность и проблемы в развитии, в семейную и общественную жизнь. Для этого разрабатываются специальные игровые технологии, ориентированные на всех членов семьи.
В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от нуля до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры. Это общественная инициатива, поддерживаемая государством.

Насколько такая форма работы актуальна для России?

А.К. У нас дети с проблемами в развитии от рождения до пяти лет традиционно оказываются за пределами образования. Это ухудшает возможности их включения в социум. Правда, в последнее десятилетие началось развитие служб раннего вмешательства, где таким детям и их родителям оказывается психолого-педагогическая помощь. Но только одного взаимодействия со специалистами в рамках этих служб явно недостаточно.
К сожалению, родители часто не знают, как общаться со своими детьми, особенно если ребенок имеет серьезные проблемы в развитии. Они боятся сделать что-то не так. Иногда думают прежде всего о том, чтобы найти принципиально новый способ лечения, который позволит сразу все изменить, чтобы ребенок стал абсолютно здоровым. В этой работе они ориентируются на специалистов (врачей, психологов), которые и должны спасти ребенка.
Таким образом формируется родительская беспомощность. Тем более что часто сами профессионалы поддерживают мнение о том, что взаимодействовать с такими детьми очень сложно. И возникает барьер между родителями и детьми. Дети с проблемами в развитии практически находятся в состоянии депривации (сенсорной, педагогической).
Основной и естественной формой активности ребенка является игра, поэтому родителей нужно обучить развивающим играм с детьми. Для этого родителям необходимы игрушки для временного пользования.

Есть ли какие-то особенности у российской лекотеки?

В.Я. Да, безусловно. И здесь надо отметить целый ряд факторов. Во-первых, у нас существует вакуум по оказанию ранней помощи детям. Во-вторых, у нас не ведется работа по обеспечению детей раннего возраста специальным оборудованием и приспособлениями. Проблема в том, что ребенок, который не умеет держать равновесие, не может играть, не может расслабиться.
В рамках проекта мы разработали различные варианты игры: в положении лежа, сидя, стоя. Делая, например, специальное кресло, мы стараемся, чтобы ребенок мог им пользоваться с десяти месяцев лет до семи. Оно регулируется под рост ребенка.
Кроме того, в силу особенностей нашей экономической ситуации лишь небольшое количество семей может себе позволить приобрести игрушки, которые соответствуют потребностям ребенка. А ведь через неделю может потребоваться уже что-то другое. В такой ситуации нецелесообразно помогать семье деньгами. Более реально — создать ресурс игр и игрушек для обмена.

А.К. При работе над проектом мы изучили опыт библиотек игрушек в Санкт-Петербурге и Москве, но там не предусмотрена работа специалиста с родителями. Нет передачи технологии игры: как работать с этой игрушкой, как общаться с ребенком во время игры.
Если родители берут игрушку, то, как правило, они просто ставят ее перед малышом и уходят. А потом удивляются, почему тот не играет. Поэтому при создании проекта лекотеки нам хотелось предоставить родителям возможность не только брать игрушки, книжки, аудио-, видеоматериалы и компьютерные программы, но и ознакомиться с технологией игр. Мы также снабжаем детей специальным оборудованием для занятий и игр.

В.Я. Российский вариант лекотеки предполагает комплексное решение проблемы. Такого подхода нет в других странах. Мы уже имеем опыт работы по этой схеме в течение года. Эффективность ее очень велика.
Модель «Российской лекотеки» направлена на подкрепление процесса обучения и социализации детей от 0 до 4 лет с особыми нуждами. Мы предоставляем им развивающие игрушки, дидактические материалы, специальное оборудование, аудио-, видеопособия, книги. Мы также даем родителям специальные технологии по использованию этих материалов. Работа лекотеки направлена на стимуляцию игровой деятельности ребенка и его эффективного общения с другими членами семьи.

Где будут располагаться лекотеки?

А.К. Мы рассматриваем лекотеку как структурно-функциональную единицу, которая может работать автономно или в составе служб ранней помощи, общественных организаций, психолого-медико-педагогических центров, детских садов, домов ребенка и других организаций и учреждений, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с особыми нуждами. Возможны и иные решения.

В.Я. Сейчас в Москве запланировано открытие первых четырех лекотек в системе образования. Но сначала планируется провести обучение специалистов на базе Московского городского психолого-педагогического института. Там студенты будут готовиться к этому виду деятельности. В перспективе планируется подготовка положения о лекотеке. Мы видим лекотеки самостоятельными учреждениями с отдельным финансированием.
Через год мы можем говорить о чтении курса для специалистов из других городов России.

Планируется ли массовый выпуск разработанных вами игр и оборудования?

В.Я. Для того чтобы развивать сеть лекотек в России, необходимо наладить выпуск нужной продукции. Сначала будет создан регулярный каталог необходимых ресурсов. Параллельно будут разрабатываться учебно-методические пособия по отдельным формам работы.
К сожалению, в наших условиях очень сложно наладить регулярный выпуск продукции. Должна быть государственная программа, которая поддерживала бы выпуск необходимых игр, игрушек и оборудования.

А.К. Пока мы занимаемся выпуском игр и оборудования, используя личные связи. Есть люди, которые в этом заинтересованы. Даже некоторые производители готовы бесплатно выпускать многие изделия.
Сейчас мы готовим программы по производству игр и оборудования для представления их в правительство Москвы.

Как организована работа лекотеки в вашем центре?

В.Я. Наша лекотека действует уже полгода. Есть специальные люди, которые этим занимаются, семьи, с которыми мы работаем, технологии, которые проходят проверку.
Дети к нам приходят вместе с родителями. Сначала проводится диагностика, на ее основе разрабатываются индивидуальные программы для каждого ребенка. Специалисты подбирают формы работы и игрушки для занятий.
Мы используем индивидуальную и групповую игротерапию, дидактические игровые занятия. Кроме того, существует домашнее визитирование, родительские собрания. Любой материал выдается на две недели. После этого он может поменяться. Для эмоциональной поддержки и у ребенка, и у родителей есть возможность самостоятельно выбрать понравившуюся игрушку. Сейчас мы можем обслуживать до 60 семей.
Дети направляются к нам из поликлиник, больниц, генетического центра, общества инвалидов, социальных служб. Проблемы, которые у них имеются, самые разные. Наша лекотека создана для детей с тяжелыми нарушениями: ДЦП, умственными недостатками, общим нарушением психического развития, нарушением речи, движений, сенсорики. От 5 до 10% — дети с эмоциональными нарушениями.
К сожалению, такая форма работы требует больших финансовых затрат, поэтому мы обслуживаем только детей-инвалидов. Открыть ее для всех желающих мы не можем. А очень бы хотелось...

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Фото Владимира Полищука
Психолого-медико-социальный центр «Росток»,
г. Москва
Тел.: (095) 152-02-51, 152-42-24

Концепция проекта изложена в проспекте-каталоге «Российская лекотека» (М., 2001, 75 с.). В нем дается развернутая характеристика идеологии лекотеки. Особое место занимает характеристика материальной части: оборудования помещений, игровых средств для развития ребенка.