Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2002


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Автор предлагаемой ниже разработки является педагогом-психологом детского сада подмосковного города Видное. Уже несколько лет Елена Николаевна АНАШКИНА использует в своей работе с ребятами подготовительной группы программу «Психологическая азбука», одним из авторов которой является Игорь Вачков, творчески ее преобразуя и дополняя. Думается, ее опыт и интересные находки могут быть полезны не только психологам дошкольных образовательных учреждений, но и тем, кто проводит подобную работу с первоклассниками. Сегодня она представляет сценарий занятия по теме «Ощущения».

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

Развивающие занятия

ЗАНЯТИЕ "ОЩУЩЕНИЕ"

Задачи

  • Развивать у детей зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые ощущения.

  • Закрепить знания об ощущениях.

  • Тренировать навыки взаимодействия в группе.

Материал

Четыре вазона, в которых находятся камешки, вода, семечки, кусочки меха; цветные карандаши; листы бумаги формата А4 (по 2 на каждого ребенка); бубен; угощение (порционные кусочки яблока, моркови, конфеты); полотенце; детали костюма для гномов-ощущений: очки (без стекол) для Глазастика, длинный нос для Носастика, большие перчатки для Рукастика, сумка с продуктами для Вкусняшки, большие уши (как у Чебурашки) для Ушастика; повязки на глаза каждому ребенку; столы и стулья по количеству детей в группе.

Предварительная работа

Детям на предыдущем занятии было дано объяснение, что такое «ощущение».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие педагога и психолога

Дети встают в круг, передают игрушку Пси-Мага друг другу, произнося слова: «Здравствуй, Пси-Маг, я рад (рада) тебя видеть на занятии».

2. Разминка

Дети стоят в кругу.

Психолог. Дети, представьте, что вы сейчас в лесу, я кричу вам всем: «Ау!»
Дети отвечают: «Ау!»
Психолог (обращаясь к одному из детей). Дима, глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай и скажи, как он одет.
Ребенок закрывает глаза, а в это время психолог молча подает знак другому ребенку, который произносит: «Дима, ау!»
Дима слушает, кто его позвал, угадывает позвавшего, описывает, как он одет.
Игра повторяется два-три раза.
Психолог. Дети, какой гном-ощущение больше всех участвует в этой игре? Правильно, Ушастик. А почему вы так думаете?
Дети. Ушами мы слышим разные слова и разные звуки. Это особенно важно, когда глаза закрыты.

3. Работа по теме

Психолог. Какие гномы-ощущения вам уже знакомы?
Дети перечисляют: Ушастик, Глазастик, Рукастик, Носастик, Вкусняшка.
Психолог. Эти гномы пришли к нам в гости. Встречайте.
Под веселую музыку заходят дети, переодетые в гномов (подготовиться детям помогает либо ассистент психолога, либо воспитатель, работающий в этой группе).
У Ушастика — большие уши.
Вкусняшка — несет сумку с продуктами.
Глазастик — в очках.
Рукастик — в больших перчатках.
Носастик — с большим носом.
Гномы здороваются со всеми.
Психолог. Дети, догадались ли вы, какие имена у этих гномов?
Дети отвечают.
Психолог. А как вы догадались? Какие ощущения получает Глазастик? С помощью чего получает ощущения Глазастик? А Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?
Психолог обобщает ответы детей.
Психолог. Они к нам пришли не просто так, а хотят с нами поиграть в специальные психологические игры, но чтобы им было удобно это делать, давайте с помощью волшебных слов превратим их в детей. Раз, два, три, четыре, пять! Станьте вы детьми опять!
В другом конце групповой комнаты ассистент помогает гномам снять детали костюмов.

Упражнение «Угадай, что находится в кувшинах»

Психолог. Дети, нужно рукой дотронуться до дна кувшина и догадаться, что там лежит. Как вы думаете, какой гном придумал эту игру?
Дети. Рукастик.
Все дети по очереди опускают руки в вазоны, но не называют тех предметов, которые они там нашли, до тех пор пока все не проделают это.
После опускания руки в вазон с водой дети получают от психолога заранее подготовленное полотенце. Когда каждый ребенок коснулся содержимого всех вазонов, психолог просит назвать, что же находилось в каждом из них.

Упражнение «Рисование вслепую»

Психолог просит детей занять места за столами.
На столах лежат по два листа бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, повязка на глаза.
Психолог. Сейчас я вам завяжу глаза, и вы попробуйте нарисовать то, что я вам скажу.
Детям завязывают глаза.
Психолог. На листе в середине (в центре) нарисуйте круг, в правом верхнем углу — треугольник, в левом нижнем углу — квадрат.
Если дети хорошо справляются с заданием, то можно дать еще какие-нибудь задания на ориентировку на месте с завязанными глазами.
Психолог. Снимите повязку с глаз, посмотрите, правильно ли вы выполнили предложенные задания? Трудно ли вам было? Представьте себе, как трудно тем людям, которым не помогает гном Глазастик. Но им помогают тогда другие гномы-ощущения.

Упражнение «Минута шалости»
(из методического пособия М.М. Панфиловой «Игротерапия». М., 2000, с. 98)

Детям дается возможность отдохнуть, расслабиться.
По удару в бубен дети бегают, резвятся. Два удара в бубен — собираются около психолога. Игра проводится два-три раза.

Упражнение «Что помогает ощущать?»

Психолог. Дети, сейчас займите места за столами. Возьмите лист чистой бумаги, положите перед собой. Нарисуйте те части тела гномов, с помощью которых они ощущают (глаза, уши, руки, нос, язык).

Упражнение «Угощение»

Психолог. Ребята, посмотрите: гном Вкусняшка нам что-то принес! Но что именно, вы это должны определить сами — на вкус. Я на язычок положу вам угощение, а вы закройте глаза и отгадайте, что это такое.
Дети закрывают глаза, и психолог каждому кладет в рот по маленькому кусочку угощения (морковь, яблоко, конфету — порционные кусочки).
После того как каждый получил угощение, дети называют, что им досталось.
Психолог. Ну вот, мы с вами познакомились со всем тем, что принесли гномы-ощущения, мы поиграли с ними, а теперь превратим детей опять в гномов. Раз, два, три, четыре, пять! Станьте гномами опять!
Дети, исполнявшие в начале занятия роли гномов-ощущений, снова с помощью ассистента психолога надевают свои костюмы.

4. Подведение итогов, процедура прощания

Психолог. Ребята, давайте встанем все в общий круг вместе с гномами. Попрощаемся с Пси-Магом.
Дети передают Пси-Мага друг другу со словами: «До свидания, Пси-Маг, я рад(а), что ты был у нас на занятии. Приходи еще».

Игра «Танец вверх»

Психолог. Дети, а какое у вас сейчас настроение? Такое (показывает большой палец вверх)? Или такое (показывает большой палец вниз)?
Обычно дети показывают палец вверх, значит, у них настроение хорошее.
Психолог. Дети, на занятии по психологии в какие игры вы играли? Кто к вам приходил в гости?
В групповой комнате после занятия гномы-ощущения опять превращаются в детей.
Психолог. Раз, два, три, четыре, пять! Станьте вы детьми опять!
Психолог благодарит детей за помощь на занятии.

Елена АНАШКИНА,
педагог-психолог

ЛИТЕРАТУРА

Вачков И.В., Попова А.Х. Программа «Психологическая азбука» (для 1 класса). Методическое пособие // Центр-информ. Вестник службы практической психологии в образовании. — Спец. выпуск. — Видное, 1997.
Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М.: Педагогика-пресс, 1996.
Панфилова М.М. Игротерапия. М., 2000.