Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2002


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

«НЕ ПОЛОЖЕНО!»,

или НАШ ОТВЕТ ВАШЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Иначе как криком души не назовешь письмо, присланное к нам в редакцию педагогом-психологом, работающим в одном из небольших городов (фамилию мы по понятным причинам не называем). В нем затронуты практически все болевые точки, которые возникают в работе психолога образовательного учреждения.
За официальными комментариями мы обратились к начальнику отдела практической психологии и охраны здоровья Министерства образования России Игорю Михайловичу КАМАНОВУ.

Отрывок из письма

В своей работе я столкнулась с такой проблемой и решить ее без вашей помощи, наверное, не смогу.
В нашей газете, а я ее считаю своей, я прочитала о правах психолога («Настенный юридический мини-справочник еженедельника «Школьный психолог», № 48, 1999 г.). Работая первый год, постеснялась показать администрации эту газету и заявить о своих правах. На второй год работы я показала эту газету администрации, и мне добавили к моей ставке 15%.
Тогда я, помимо того что работала на полную ставку психолога, вела еще 3 коррекционных часа в трех классах (4, 7, 9-м) и факультатив в 9-м классе.
Но повышения оклада я добилась с большим трудом — только благодаря вашей газете. В этом году сказали: не положено. Причем в разных местах причину отмены 15% надбавки объясняли по-разному. Вот это и настораживает. Экономист сказал, что психологу не положена 15%-ная надбавка, а только логопеду положена, но у нас в школе логопеда нет. Администрация заявила, что в прошлом году у меня было три коррекционных класса (выравнивания), а в этом осталось два и поэтому никаких доплат не положено. Так ли это?
У меня в этом году 2 часа коррекционных развивающих занятий в 5-м классе и один час в 8-м классе.
В газете же о правах психолога сказано так: «За работу в коррекционных классах для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки зарплаты работников повышаются на 15—20%». Здесь ничего не сказано о количестве коррекционно-развивающих часов и о количестве таких классов.
Убедительно прошу вас дать разъяснение по этому вопросу. Зависит ли 15%-ная надбавка к ставке психолога (я уже не говорю о 20%) от количества классов выравнивания?

Игорь Каманов: Многие из вопросов, заданных коллегой, можно решить в стенах самого образовательного учреждения. Администрация и профсоюзные комитеты вправе выплачивать из директорского фонда надбавки специалистам в рамках указанных процентов. При этом величина надбавки напрямую не зависит от количества коррекционных классов, в которых работает специалист.
Если педагог-психолог много работает с детьми, имеющими отклонения в развитии, то он вправе поставить этот вопрос перед администрацией и профсоюзом образовательного учреждения.
Обратимся непосредственно к документам. В Письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» мы читаем:
Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России) за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15–20%.
Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20% определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.
За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15–20%. Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
В соответствии с п. 57 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94, повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, образуют новые ставки заработной платы при всех расчетах, связанных с оплатой труда.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 54, п. 4) образовательному учреждению предоставлено право в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определять размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Отрывок из письма

В этой же статье «Школьного психолога» было сказано, что количество ставок педагога-психолога не нормируется. Я работаю в школе психологом одна на 700 учащихся. В некоторых школах за такое количество учащихся психологи получают 1,5 ставки. Когда я заявила об этом администрации, мне сказали: «Не положено». Права как будто бы у нас есть, но когда начинаешь о них говорить, ответ один: «Не положено». Тогда не легче ли взять оплачиваемую категорию (то есть определенное количество учащихся) и работать только с ними. Ведь на коллегии Минобразования РФ было сказано: «Образовательное учреждение, имеющее свыше 500 учащихся, вправе иметь более одной ставки педагога-психолога, исходя из своих потребностей». Мне по этому поводу сказали, что это надо делать не в середине учебного года, а в начале: надо писать бумагу заведующему РОНО.
А в наших правах говорится, что образовательное учреждение самостоятельно в решении этих вопросов, только чтобы это не шло вразрез с федеральными нормативами. Кто же прав?

Игорь Каманов: Если следовать букве закона, то можно сказать, что в настоящее время, в соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 32,
п. 9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределения должностных обязанностей находится в компетенции и ответственности образовательного учреждения.
Проконсультируйтесь с коллегами. Может быть, у них есть опыт в решении этого вопроса.
Сейчас отделом практической психологии и охраны здоровья детей Управления специального образования предпринимаются меры по разработке методических рекомендаций по примерным штатным нормативам для всех видов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Отрывок из письма

Я за свои деньги оформила кабинет, сама приобретаю все необходимое для работы. Знаю, что администрация выделяет средства для приобретения ручек, тетрадей, бумаги и т.д. Или это дают по линии РОНО? Но это все для администрации, а для психолога, говорят, не положено.
Компенсация за оформление кабинета мне тоже не положена, хотя всем мой кабинет понравился. Но не положено — и все. Наверное, надо кабинет с зимним садом, для того чтобы он был оплачиваемым. А ведь, как я узнала, оформление кабинета входит в компенсационные доплаты. Единственное, с чем согласны все руководители, так это то, что психолог не имеет права на пенсию за выслугу лет. В этом вопросе других мнений и возражений нет.

Игорь Каманов: Здесь, как и в остальных случаях, все решается внутри коллектива школы. Образовательному учреждению выделяется общий фонд доплаты по кабинетам. Психолог имеет такое же право претендовать на выплаты за кабинет, как и учителя-предметники.

Отрывок из письма

Теперь еще об одном — об инструктивном письме от 24.12.2001 г. № 29/1886—6, где говорится об использовании рабочего времени педагога-психолога. В конце вашей статьи сказано: «...так что знайте и руководствуйтесь».
Но для этого, наверное, еще надо, чтобы было дано указание школам, ведь одного нашего слова и слова нашей газеты недостаточно.
Мы, психологи, должны были находиться в школе 24 часа (+12 часов). Теперь же — 18 часов. Можем ли мы работать по этой сетке уже сейчас, изменив свои часы работы, или с нового учебного года? Боюсь, что администрация не обрадуется, если я буду работать вместо 24 часов — 18. Наверное, если продолжать так работать, увеличив свою недельную нагрузку до 27 часов, то тогда будет уже 1,5 ставки. И будет ли администрация это оплачивать?

Игорь Каманов: В соответствии с упомянутым инструктивным письмом — на индивидуальную и групповую профилактическую работу, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися и воспитанниками; а также на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме — психолог затрачивает 18 часов в неделю.
Остальное время (в пределах установленного количества часов в неделю) приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся и воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях, заполнение аналитической и отчетной документации) и др.
Все виды работ должны быть зафиксированы в планах и отчетах по видам деятельности педагога-психолога.
И если специалист представит подробно составленный график своей работы, где прописаны все виды деятельности и временные затраты на них, то вряд ли у администрации школы возникнут какие-то возражения. Тем более что выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за ее пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
В инструктивном письме распределение времени дается в качестве рекомендации, а администрация вправе предложить свои условия по регламенту нагрузки и организации рабочего времени педагогов-психологов.
Вместе с тем нельзя не отметить, что педагог-психолог в системе образования относится к категории педагогических работников, наименее защищенных в правовом отношении, и в настоящее время Управлением специального образования разрабатывается пакет нормативных документов, касающийся деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования.

Подготовила Ольга РЕШЕТНИКОВА