Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2002


КОЛЛЕГИ

СЛОВО И ДЕЛО

Практика показывает, что особенности работы психолога зависят от целого ряда причин: от общей ситуации в школе, от личных и профессиональных интересов психолога и его компетенции. С учетом этого опытный психолог выстраивает собственную модель школьной психологической службы. С интересной, можно даже сказать «авторской» работой школьного психолога, в которую органично включен весь педагогический коллектив, мне удалось познакомиться в московской гимназии № 1541.
15 марта там проходил семинар для заместителей директора и педагогов-психологов школ Западного административного округа г. Москвы по теме «Научные основы организации психологической службы гимназии № 1541 и их практическая реализация в образовательном процессе». И хотя количество приглашенных было ограничено (на семинаре присутствовало 24 человека), круг рассматриваемых вопросов был достаточно широким.
Участники глубоко погрузились в теоретические основы организации психологической службы.
Психологическая работа в гимназии построена с учетом современных психологических и педагогических знаний.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПСИХОЛОГ?

Основную задачу семинара: «не вооружить коллег-психологов готовыми рецептами, а побудить к размышлениям» — сформулировала в начале его теоретической части педагог-психолог гимназии, кандидат психологических наук М.А. Степанова. Определяя цели деятельности школьного психолога, она сказала, что психолог должен исходить, прежде всего, из общих задач образовательного учреждения.
Поскольку для детей и их родителей главное — получить в стенах школы хорошее образование, то психологическая служба должна всячески способствовать этому, действуя в сотрудничестве с педагогическим коллективом. Тем не менее очень редко приходится слышать добрые слова в адрес школьного психолога, посетовала Марина Анатольевна. По крайней мере, от родителей и детей.
К сожалению, часто бывает так, что вместо реального помощника для педагогов психолог становится номинальной фигурой. Для того чтобы этого не происходило, психологу надо четко осознавать свою роль в образовательном процессе.
На первый взгляд кажется, что поле деятельности психолога, работающего в системе образования, практически безгранично, но прежде чем браться за усовершенствование всего и вся, надо подумать о том, пойдет ли на пользу вмешательство в естественный ход жизни школы.
Педагог-психолог должен исходить из реальной учебной ситуации. Ему надо не исследовать мышление ребенка как таковое, а анализировать ошибки детей, которые они допускают в процессе выполнения учебных заданий.
Главной задачей как для педагога, так и для психолога является формирование у учащихся познавательной мотивации. А это может произойти только через грамотно построенное содержание образования!
Оказывая помощь ученикам, психолог должен соблюдать этические принципы и осознавать границы своей компетентности. В противном случае тест из «орудия познания становится орудием приговора». Помешать этому может повышение профессионализма психолога. Сейчас же наблюдается низкий уровень профессионализма психологов-практиков на фоне общей психологической безграмотности в нашем обществе, в том числе родителей, учителей.
Но надо понимать, заключила М.А. Степанова, что психология не спасает от всех бед. Психолог может помочь окружающим взглянуть на существующие проблемы со всех сторон.
Для успешного включения в педагогический процесс школы психологу необходимо также получить знания по различным учебным предметам. Бесполезно присутствовать на уроке и оценивать особенности работы учеников без владения основами предмета!
Крайне важным компонентом профессионализма является и личностный рост психолога, расширение его знаний о происходящем вокруг. Он должен хорошо ориентироваться в явлениях молодежной субкультуры.

ПЕРЕСТРОЙКА СОЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ

Заслуженный учитель Российской Федерации, первый заместитель директора гимназии С.В. Локтионова отметила, что под воздействием психологии многим педагогам «приходится учиться видеть в ребенке неповторимую личность». Светлана Викторовна отметила, что основные формы работы школьной психологической службы должны быть направлены на формирование личностного благополучия детей, их психического здоровья. Нельзя забывать и о развитии личности ребенка: его духовной сфере, общей культуре мышления, о формировании мотивации достижений.
О.Е. Дроздова (заместитель директора гимназии по научно-методической работе) видит роль психологической службы в разработке новых педагогических направлений. Сейчас, когда происходит перестройка структуры и содержания образования, перестраивается и сознание учителей. Здесь психолог может помочь молодым учителям, которые не имеют опыта работы.
Психологическая служба должна соответствовать возможностям и традициям школы. Для гимназии № 1541 идея перестройки содержания образования крайне актуальна. Учащиеся здесь изучают предметы языкового цикла. Язык рассматривается как ключ к пониманию культуры. Сейчас гимназия стала городской экспериментальной площадкой по проблеме «Инновационное поле языкового образования».
Еще одна сфера совместной деятельности педагога и психолога, считает Ольга Евгеньевна, это включение одаренных детей в проектную деятельность. Правда, работать надо и с самими учителями, поскольку многие из них не хотят заниматься подобной деятельностью.
Психолог может помочь учителям не только в деле обучения детей, но и в их воспитании. Это положение озвучила И.С. Филимонова, заместитель директора гимназии по воспитательной работе. Важно помочь ученикам выработать свою жизненную позицию, сформировать целостную картину мира
О взаимодействии в триаде психолог—учитель—школьный воспитатель присутствующие узнали из выступления учителя русского языка и литературы И.Л. Наумовой. Психолог-профессионал способен проводить в школе большую работу и прежде всего объективно и беспристрастно оценивать учащихся на уроке. Очень важным является определение творческого потенциала учащихся старших классов.
Кроме того, психолог, являясь помощником учителя и классного воспитателя, оказывает им психологическую поддержку. Поддержка психолога позволяет учителю преодолевать сомнения в правильности той или иной стратегической линии.

«ИНТЕЛЛЕКТ И ЗДОРОВЬЕ»

Недавно к совместной работе психологов и педагогов гимназии подключились ученые-физиологи. Здесь проходит эксперимент «Интеллект и здоровье», в ходе которого сотрудники лаборатории Института возрастной физиологии РАО исследуют состояние и проблемы соматического состояния детей.
Об этом рассказал доктор медицинских наук, заведующий лабораторией Института возрастной физиологии РАО И.О. Тупицин. Он подробно остановился на проблемах полового созревания, поскольку этот процесс во многом определяет развитие детей гимназического возраста. Особенностями пубертатного периода объясняется эмоциональное состояние учеников и их поведение.
Учащиеся 5–6-х классов характеризуются двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью.
Снять это негативное состояние можно через дополнительную физическую активность: подросткам рекомендуются занятия физкультурой (не менее чем 3 раза в неделю по 2 часа), прогулки.
Игорь Олегович отметил, что в этот период происходит резкий скачок в физическом развитии детей, сопровождающийся нарушениями гормонального фона. У некоторых ребят может замедлиться восприятие, речь, моторика. Такое состояние учеников должны учитывать как психологи, так и учителя. Поэтому в гимназии и создана физиологическая служба, которая будет обследовать всех детей и при необходимости отправлять их к специалистам.
Еще один представитель науки, сотрудничающий с гимназией, доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии МГУ А.Н. Поддьяков обратил внимание собравшихся на необходимость формирования у детей исследовательского поведения. Оно предполагает умение ориентироваться в условиях новизны и неопределенности.
К сожалению, считает он, сейчас еще не разработан тест изучения исследовательских способностей, который был бы гораздо показательнее, чем тест интеллекта.

ЦЕННЫЙ ОПЫТ

Во второй части семинара гостям была предоставлена возможность посетить семь открытых уроков, каждый из которых раскрывал роль психологии в образовательном процессе. Задействованы были практически все учебные дисциплины. Предметы гуманитарного цикла дают возможность развивать личностные качества учащихся и их мировоззрение. В подтверждение этого педагог Р.М. Горшинева продемонстрировала потенциал урока литературы в шестом классе для интеграции «познавательного и личностного компонентов», а учитель французского языка Т.Л. Грандель показала, как формируется языковое сознание на уроке в пятом классе.
Ряд занятий был направлен на развитие познавательных процессов у детей. Было блестяще продемонстрировано, как можно развивать мышление на уроках математики в старших классах (Т.Д. Фролова, заслуженный учитель РФ), формировать познавательные процессы (внимание, память, мышление) на литературном материале (занятие библиотечного кружка 5-го «а» класса в форме игры «Умники и умницы» — Т.В. Балагезьян). Е.А. Сарычева показала новые формы усвоения предметного материала во время группового решения грамматических задач в восьмом классе.
Не меньший интерес вызвали занятия, имеющие непосредственное отношение к психологии. Преподаватель мировой художественной культуры Е.Е. Игнатова провела психологическую игру «Стой! Подумай! Действуй!», развивающую у детей навыки самопознания.
Я посетила занятие, которое проводила психолог гимназии М.А. Степанова. Оно состояло из двух частей. В первой — проводилась работа по диагностике уровня развития нравственного сознания учащихся (по методике исследования моральных дилемм американского психолога Лоренса Колберга). При этом можно было только удивляться зрелости суждений шестиклассников! Выяснилось, что эта методика позволяет не только диагностировать, но и при умелой организации дискуссии формировать нравственные суждения подростков, делая их более зрелыми.
Во второй части Марина Анатольевна дала всесторонний психологический анализ урока лингвистики (педагог О.Е. Дроздова), фрагменты которого мы посмотрели в видеозаписи. Этот вид деятельности психолога в гимназии считают главным и очень значимым. Психолог не только обращает внимание на достоинства и недостатки работы учителя, но и оценивает работу каждого из учеников, выявляя особенности их познавательной деятельности. Важным для педагога является прогноз дальнейшего развития учащихся.
Данный непродолжительный по времени семинар был очень полезным. Это стало ясно во время заключительного обмена впечатлениями. Участникам была представлена научно обоснованная модель интеграции психологической службы в учебный процесс школы. Весь педагогический коллектив задействован в работе психологической службы, а психолог является неотъемлемым звеном образовательно-воспитательной деятельности этого учебного заведения.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
гимназия 1541 Западного
административного округа, г. Москва
Тел.: (095) 431-04-22