Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРЕНИНГ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ТРЕНИНГ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Грэм Келли, Роджер Армстронг
СПб.: Питер, 2001

«Быстро», «еще быстрее», «как только можно быстро» — такие рекомендации можно встретить в нотных текстах музыкально-тренировочных этюдов Черни. «Просто», «еще проще», «как можно проще» — похоже, эти фразы становятся девизом американской методической литературы, которой нас в последнее время активно снабжает уважаемое издательство «Питер».
Благодаря его интенсивной деятельности понемногу меняется структура книжного рынка по практической психологии: если несколько лет назад явно превалировали книги, ориентированные на работу с детьми, и книги по психотерапии, то сейчас мощной методической поддержкой пользуются специалисты в области организационной психологии.
И вот перед нами еще одна очень простая, честная, до мелочей продуманная книжка, обращенная к менеджерам и психологам организаций. Она посвящена проведению семинаров, направленных на развитие способности принятия и осуществления решений. Нельзя не согласиться с тем, что это очень полезная способность, развитие которой важно и в области школьной психологической практики. Пособие обеспечивает специалиста, заинтересованного в проведении подобных семинаров, всеми необходимыми материалами, а также ясными инструкциями по достижению целей в процессе взаимодействия с участниками семинаров.
Решение проблемы рассматривается создателями учебного пособия как сложный объемный процесс, включающий в себя, во-первых, информацию о том, что проблема существует, во-вторых, интерпретацию и анализ природы проблемы, в-третьих, оценку возможных выходов из проблемной ситуации, далее — выбор наиболее привлекательного решения.
Учебное пособие структурировано в полном соответствии с таким пониманием процесса решения проблемы. Оно состоит из трех разделов, отражающих основные стадии процесса принятия решений: идентификация проблемы, оценка возможных путей действия и собственно принятие решения.
Каждый раздел, в свою очередь, состоит из описания некоторого количества семинаров (от шести до восьми в разных разделах), направленных на проработку заявленной темы. Читатели могут не сомневаться, что каждый семинар описан подробно, все необходимые материалы приложены, все возможные трудности оговорены.
Большим подспорьем в работе будет служить таблица, соотносящая цели обучения и номера семинаров, направленных на их достижение. Авторы выделяют 15 частных целей обучения навыкам решения проблем, среди них такие, как «определение людей, вовлеченных в проблему», «анализ причин проблем», «планирование и осуществление решений», «умение вести переговоры» и многое другое.
Так как книга не рассчитана на психолога образования, обучение навыкам решения проблем осуществляется на примерах и ситуациях, связанных с жизнью производственных и рекламных предприятий. Однако сама технология построения такой работы легко может быть перенесена на школьные реалии.

Марина БИТЯНОВА