Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2002


ИГРОТЕКА

ЭКЗАМЕНЫ КАК ПОВОД ПОИГРАТЬ

Если бы губы Никанора Никаноровича
да приставить к носу Ивана Кузьмича...

Н.В. Гоголь. Женитьба

В нашей школе раз в год в каждой параллели обязательно проводится психологическая игра, завершающая определенный тренинговый цикл.
В этом учебном году в 9-х классах прошла игра «Волнуйтесь спокойно, скоро экзамены!» О подобной игре уже писал «Школьный психолог» (см. Беглова Т. Нешуточные испытания //Школьный психолог, № 27, 2001 г.).
В нашем случае круг задач, решаемых в ходе игры, был несколько шире: мы стремились не только снизить у девятиклассников тревогу в связи с предстоящими экзаменами, но и повысить уверенность в своих силах, развить навыки группового взаимодействия. Главным мы считали мобилизацию личностного ресурса: каждый получил возможность увидеть свои сильные стороны, причем глазами одноклассников. Кроме того, благодаря используемым юмористическим элементам, эта несложная игра способствует укреплению отношений между психологом и учащимися.
За несколько дней до игры мы повесили около своего кабинета шуточное объявление: «В пятницу, после шестого урока, учащихся 9-х классов ждет такое... Такое!.. ТАКОЕ!..» Подпись «Психологи школы». Через два дня мы повесили новое объявление, но уже на общешкольной доске объявлений. Текст был несколько иной, но тоже с элементами интриги. Несмотря на то что ребята уже привыкли к психологическим играм, вопросы о том, что же будет в пятницу, нам задавали не только учащиеся, но и учителя.
Для игры нам понадобилось следующее оборудование: «визитные» карточки четырех различных цветов с булавками (по количеству участников), бумага для рисования, карандаши, фломастеры, текст «экзаменационного теста», варианты ответов, бланки ответов, 4 варианта (по количеству групп) памяток «Как готовиться к экзаменам», 4 газеты.
Время проведения — от 60 до 75 минут.

ХОД ИГРЫ

Вводная часть

При входе в зал, где проходила игра, участников встречали ведущие, вручая каждому одну карточку с булавкой. Как, наверное, догадались читатели, по цветам карточек в дальнейшем составлялись команды. Сразу отметим, что здесь была маленькая хитрость: карточки раздавались таким образом, чтобы команды получились примерно равные по силам.
Во вводной части в качестве разминки мы использовали упражнения «Бегущие огни» и «Дирижер оркестра». В первом случае упражнение выполняется, когда учащиеся сидят в кругу. Ведущий передает своему соседу определенное приветствие, сопровождаемое каким-либо движением, например: вставанием, поклоном, приседанием. Следующий участник повторяет и слово, и движение и т.д. Для усложнения игры помощники ведущего (в большой группе), сидящие среди участников, добавляют свои элементы приветствия, например поклоны и хлопки в ладоши, а также какие-либо слова. Упражнение повторяется 3–4 раза с постепенно возрастающим темпом.
Упражнение «Дирижер оркестра» выполняется следующим образом: ведущий (дирижер) поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) участники хлопают в ладоши. В качестве дирижера может выступить один из участников.
Для разминки можно использовать и какие-либо иные упражнения.
Затем ведущий говорит о предстоящих экзаменах («Девятый класс — особенный...») и предлагает выполнить упражнение «Ассоциации» («Экзамены — это...»). Подводя итог высказываниям учащихся, ведущий говорит примерно следующее: «Экзамены — это серьезное испытание, которое заставляет человека мобилизовать все свои силы. У каждого есть свойства и качества, которые пригодятся на экзаменах. И сейчас речь пойдет об этих качествах».
Затем все участники делятся на команды по цвету карточек и размещаются за игровыми столами. Желательно, чтобы участники не менялись карточками, так как в этом случае в одной команде могут оказаться все аутсайдеры, что помешает адекватному проведению основной части.

Основная часть

После того как команды займут свои места, начинается основная часть. Ведущий напоминает участникам знакомую для них ситуацию: «Как часто перед трудным экзаменом или важной контрольной работой нам хочется, чтобы кто-то сделал это за нас. Сегодня такая возможность есть!»
Ведущий дает инструкцию: каждая команда должна составить своеобразный «фоторобот» человека, который сможет сдать за ее участников сложный экзамен. Черты внешности, а также свойства и качества характера этого «фоторобота» нужно позаимствовать у членов команды. При этом обязательным условием является то, что позаимствовать какое-либо качество нужно у каждого.
Получившийся «портрет» следует нарисовать и снабдить коротким описанием, а затем представить всем участникам игры. Вот как сделали это участники одной из групп: «Мы решили соединить сообразительность Глеба и усидчивость Кати, прибавить проницательность Зураба и обаятельную улыбку Зарины. У нас получился человек, который любой экзамен сдаст без труда».
После окончания работы и представления результатов ведущий сообщает, что сейчас будет проведен репетиционный экзамен в форме теста. Он напоминает также правила выполнения теста (на листе нужно записывать номер вопроса и буквенное обозначение варианта ответа, который кажется правильным). Причем каждая команда выполняет тест сообща, от имени своего «фоторобота», быстро принимая совместное решение. По результатам этого теста все получат рекомендации по подготовке и сдаче экзаменов.
Далее зачитываются вопросы и варианты ответов. Каждая команда записывает свой вариант, после завершения теста листы уносят на «проверку».
Сразу хочется отметить, что вопросы не несут серьезной смысловой нагрузки. Главное, чтобы ребята работали сообща в быстром темпе и адекватно реагировали на шутку. Также поясним, что проверки ответов на самом деле не требуется. Однако у участников должна создаться иллюзия, что такая проверка проведена, так как по ее «результатам» каждая команда получает свои «особые» рекомендации по подготовке и сдаче экзаменов.
В основу экзаменационного теста мы положили вопросы из книги В.Ю. Большакова «Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения». Вопросов может быть меньше. Можно также попробовать вариант, предложенный Т. Бегловой в статье «Нешуточные испытания».

Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
школа «Премьер»,
г. Москва
E-mail: rodionov@premier.edu.ru

Продолжение следует

 

TopList