Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2002


НАВСТРЕЧУ КОЛЛЕГИИ
Подборка материалов по проблемам психологической службы

«КЕМ РАБОТАТЬ НАЧАТЬ, ЧТОБ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПОЛУЧАТЬ?»

Именно этими словами Людмила Михайловна Акулова, педагог-психолог из деревни Чикуново Камышловского района Свердловской области, начала свое обращение к Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову, министру образования В.М. Филиппову и заместителю министра образования Е.Е. Чепурных.
Письмо, присланное в нашу редакцию, было написано от руки на листке из школьной тетрадки в клеточку. Примечательно, что больше половины посланий, поступивших в ответ на передовицу «Нас кинули!» (см. «Школьный психолог», № 10, 2001 г.) написано подобным образом. Действительно, откуда же у школьного психолога компьютер или печатная машинка?
Постановление № 79 от 1 февраля 2001 года о пенсионных льготах за выслугу лет оставило педагогов-психологов, работающих в учреждениях образования, «за бортом» тех незначительных преимуществ, которые имеют их коллеги — учителя и психологи, работающие в учреждениях социального обслуживания. Мы уже писали о том, что получили от наших читателей более 50 возмущенных писем, которые были отправлены «по инстанциям» (см. «Школьный психолог», № 10, 2002 г.). Надеемся, что они не оставят равнодушными непосредственных адресатов.
В то же время мы прекрасно понимаем: маловероятно, что уважаемые руководители прочтут все эти письма. Поэтому, собрав мнения наших читателей (к сожалению, на газетную полосу поместились далеко не все), мы еще раз обращаем внимание вершителей наших судеб на проблемы школьных психологов и социальных педагогов.

Нам очень обидно, что мы, ежедневно сталкиваясь с детскими бедами и проблемами, помогая в их разрешении, иногда даже больше, чем работники социальных служб, остались без права назначения пенсий за выслугу лет. В чем же наша вина?
Мы, бывшие учителя, оставили профессию педагога ради того чтобы не только интеллектуально развивать ребенка, но и в наше неспокойное время помогать ему оставаться полноценной личностью, адаптироваться в новых социальных условиях. Из года в год увеличивается число социально незащищенных детей, вынужденных переселенцев, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, детей-сирот, инвалидов. С этим трудным контингентом в первую очередь работаем мы, психологи школы. А иногда они никому, кроме нас, не нужны.

Социальные педагоги и педагоги-психологи
Александровского района
Ставропольского края,
всего 27 подписей

Рядовая российская школа — это сплетение всех социальных и экономических противоречий нашего общества. Это нищета и фанатизм ее работников. Это ежедневный творческий поиск, основанный на любви к детям и на русской поговорке «Голь на выдумку хитра». Педагоги-психологи и социальные педагоги несут на своих плечах заботу о психическом, психологическом и социальном благополучии школьников. Находясь постоянно среди детей, они ведут групповые и индивидуальные занятия, факультативы, кружки. Они являются дважды педагогами — педагогами, получившими свое второе образование за баснословную цену. Они потеряли в заработной плате. Они желают строить работу с детьми глубже и помогать в этом учителям и администрации.
Мы гордимся своей профессией и хотим гордиться правительством, властью. Верим, что недоразумение, исходящее из постановления № 79 Правительства РФ от 1 февраля 2001 г., будет выяснено и мы наконец получим свое право на пенсию за выслугу лет.

Педагоги-психологи
и социальные работники школ
г. Назарово, Красноярский край,
всего 9 подписей

Мудрый Соломон признавался, что есть четыре вещи, которые он не может объяснить: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в море и путь мужчины к сердцу женщины. Я бы добавила еще одну вещь: то, чем руководствуется Правительство в написании законов.

Татьяна Ивановна Селезнева,
педагог-психолог, директор
муниципального учреждения
«Кировский районный центр службы
практической психологии образования»,
г. Киров, Калужская область

Мы, школьные психологи, и так обижены государством своей нищенской заработной платой, которую к тому же и выплачивают не всегда вовремя. А нас, педагогов-психологов, еще и лишили пенсии за выслугу лет. Когда же нас будут считать полноправными и равноправными работниками сферы образования? Чем же, по-вашему, отличается школьный педагог-психолог от педагога-психолога учреждения социального обслуживания? Тем, что у нас нагрузка не меньше, а порой и больше? Тем, что у нас сложнее условия труда?
Одумайтесь, остановитесь, примите такое решение, которое будет справедливым по отношению ко всем педагогам-психологам, работающим в школах.

Ирина Леонидовна Чурилова,
педагог-психолог школы № 1,
пос. Тальменка, Алтайский край

Мы, педагоги-психологи, думаем, что имеем право на то, чтобы нам ответили на вопросы:
Почему нас поделили на «черных и белых»?
Почему нас противопоставили другим категориям педагогических работников, которые имеют право на льготную пенсию? Разве мы с ними не одна команда?
В чем психологи «не дотянули?»
Что делать тем, кто имеет уже достаточно большой стаж работы по специальности педагог-психолог?

Педагоги-психологи
Советского района,
Республика Марий Эл,
всего 9 подписей

Пишу вам, испытывая чувство сильного замешательства от известия, что все школьные психологи лишены пенсии за выслугу лет. Верить отказываюсь. Все время кажется, что здесь какое-то недоразумение. Тешу себя мыслью, что это ошибка и ее скоро исправят. Я работаю в школе 19 лет, 11 из них — практическим психологом и преподавателем психологии. Работа с детьми, педагогами, родителями... Проблемы, конфликты, сложные ситуации... Ненормированный рабочий день, потому что я, как психолог, сопровождаю образовательный процесс, сливаясь с жизнью школы, которая, как и всякая жизнь, чаще всего бывает непредсказуемой и сложной.
Почему я, занимаясь преподавательской деятельностью в школе и работая каждый день с педагогами, детьми и их родителями, не имею права на пенсию за выслугу лет? Почему не идут в расчет результаты моей деятельности, которые, я уверена, очевидны для всех в той школе, где я работаю?
Пока пишу письмо, чувство замешательства сменилось чувством негодования. Постановление Правительства РФ № 79 принижает значимость психолога в школе. Тому, что принято в постановлении, сопротивляются и ум, и сердце. Более того, возникает ощущение острой профессиональной незащищенности.
Я работаю в школе творчески, серьезно, с полной отдачей, и я говорю об этом очень ответственно. И именно поэтому Постановление Правительства № 79 вызывает у меня сильный внутренний протест и желание уйти из школы. Должно же быть у человека самоуважение.

В.А. Кореневская,
школьный психолог,
отличник народного образования,
г. Кемерово

Школьный психолог — звучит солидно, но тот, кто узнает, что за 36-часовую рабочую неделю я получаю 1500 руб. в месяц, пожмет плечами и усмехнется. Разве может хороший специалист быть таким «дешевым»? Кто будет работать психологом в школе? Энтузиасты... Но это ненадолго!

Т.П. Саватеева,
пос. Заречье,
Нижнеудинский р-н, Иркутская обл.

Свершилась величайшая несправедливость, которая, к сожалению, может негативно повлиять на состояние школьного дела и дошкольного воспитания.
Я уже пенсионерка, но не теряю связи со школой и вижу, что российская школа сделала значительный шаг вперед благодаря появлению в ней педагога-психолога и социального педагога. С их приходом в школу работа в ней стала содержательнее, теплее. Эти специалисты привнесли в педагогические коллективы психолого-педагогическую культуру, знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, веру в них и в возможность их развития. Они стали опорой для учителей в инновационной деятельности, помощниками в их творчестве, сотрудниками в преодолении профессиональных проблем.

Т.С. Тамбовцева,
доцент факультета
повышения квалификации
работников народного образования,
г. Пермь

Трудно описать чувства, вызванные Постановлением № 79. Это и обида, и боль, и отчаяние. Ну что это за работа, которую и правительство и родное министерство абсолютно не ценят? Как разговаривать с детьми и коллегами, зная что ты не «педагог», а человек второго сорта. Это какая же у психолога должна быть после этого самооценка?! А с заниженной к людям выходить не стоит!

В.А. Моргун,
педагог-психолог средней школы № 3,
г. Черепаново, Новосибирская обл.

Вы хоть знаете, чем занят психолог в школе? Это не работа в социальном учреждении. Мы работаем в классах КРО, где учатся дети с задержкой психического развития. Это конфликтные дети, непредсказуемые, нервные. Вся работа с ними, их родителями, их семьями легла на педагогов-психологов. Эта адская работа выматывает до последних сил. Я работаю педагогом-психологом, моя зарплата составляет всего 900 рублей, у меня двое детей и двое престарелых родителей.

Галина Ивановна Леднева,
педагог-психолог
Зеленгинской средней школы,
Астраханская обл.

Мы, социальные педагоги школ, детских домов, работаем с самыми-самыми трудными детьми. Учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, родители обращаются к нам за помощью, когда сами не справляются с проблемами. Видимо, за работу с самыми непокорными, демонстративными, девиантными и делинквентными детьми правительство и ущемило наши интересы.

Галина Николаевна Соболева,
социальный педагог детского дома
г. Данилова, Ярославская обл.

Пишет вам психолог обычной сельской школы, чтобы лишний раз напомнить вам, что мы существуем. Да, нас много. И трудимся мы не покладая рук и с трудными, и с одаренными детьми, и с учителями этих детей, и с родителями, и с администрацией. Я считаю, что психологу надо доплачивать за вредность, как дефектологу. А вместо этого мы как бы и не существуем.

Лидия Алексеевна Рубцова,
пос. Гремячево-2,
Кулебакский р-н, Нижегородская обл.

В гражданской авиации пилотам парашюты не выдают. Если выдавать, то всем!

Ю.Н. Степанов,
школьный психолог,
ст. Старовеличковская,
Калининский р-н, Краснодарский край

Может быть, мы просто не нужны? Ведь именно мы — та частичка демократии в учреждениях образования, которая «трубит» об ухудшении психического и физического здоровья учеников и учителей, о том социальном неблагополучии, в котором оказались многие семьи (они выживают, зарабатывая деньги, а детьми заниматься не остается ни сил, ни времени).

Майя Максовна Смирнягина,
психолог МГОУ СОШ № 10,
г. Миасс, Челябинская обл.

Вы убиваете в нас остатки веры в справедливость, таким отношением вы заставляете уйти из школы оставшихся психологов (а текучесть и так большая). Они, возможно, найдут где лучше, но школа, дети от этого не выиграют. Обидно за себя, за школу, за наше образование. Прислушайтесь к нам, исправьте ошибку.

Татьяна Егоровна Афанасьева,
педагог-психолог,
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

Мы ежедневно соприкасаемся с чужими проблемами и человеческой болью. Каждый из нас старается быть нужным и полезным ОБЩЕСТВУ, которое сегодня переживает не самые лучшие времена. Мы отдаем массу сил, энергии работе и не жалеем об этом, несмотря на постоянно возникающие трудности и проблемы. А их — особенно в школах, являющихся средоточием общественных проблем, своеобразным зеркалом общественной жизни, — необъятное море. Чтобы решить эти проблемы профессионально, нужны силы и огромное желание, постоянная работа над собой. Но откуда нам черпать эти силы, если даже наше правительство НЕ ХОЧЕТ признать наш труд общественно важным и НЕОБХОДИМЫМ в сегодняшней школе?

Людмила Валентиновна Косарева,
руководитель методобъединения психологов,
по поручению педагогов-психологов
г. Советска, Калининградская обл.

По данным последнего съезда психиатров и невропатологов, в России каждые пять лет количество нервно-психических расстройств у детей школьного возраста увеличивается на 8—12%. Именно психолог и есть тот человек, который профессионально помогает учащимся и педагогам решать их проблемы. Мы потрясены тем, что правительство не обеспокоено судьбами тех детей, которые окажутся один на один со своими бедами, если психологи уйдут из школы.

Педагоги-психологи
Северного образовательного округа
г. Оренбурга,
всего 23 подписи

Подготовила Ольга РЕШЕТНИКОВА

 

TopList