Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2002


НАВСТРЕЧУ КОЛЛЕГИИ
Подборка материалов по проблемам психологической службы

В «ДРУЖЕСКИХ» ТИСКАХ

Преподаватель. О чем ваш диплом?
Студент. Я провела на 70 старшеклассниках методику на локус контроля. Очень интересная методика.
Преподаватель. Методика — это потом. Какова цель вашего дипломного исследования?
Студент. Я выяснила локус контроля...

***

Методист. Что у вас сейчас по плану работы?
Школьный психолог. Я провожу диагностику уровня адаптации пятиклассников в среднем звене.
Методист. Что вы будете делать с результатами?
Школьный психолог. Регион проводит ежегодный мониторинг по этой проблеме, мне нужно к конкретному сроку сдать материалы в методический центр.
Методист. Я не понимаю... Зачем же вы все-таки проводите этот мониторинг?

***

Ведущий семинара. Какие задачи вы ставите перед собой, работая с учащимися во второй половине дня?
Участник. Мы проводим развивающие занятия, индивидуальные консультации, ведем тренинги, а также...
Ведущий. Простите, я не о том. Какие задачи вы ставите перед собой?

***

Интересующийся. Что вы понимаете под сопровождением ребенка в образовательном процессе?
Чиновник. У нас создана сеть центров при образовательных учреждениях и городских управленческих структурах, в них работают психологи, логопеды, медики, педагоги...
Интересующийся. Это понятно. Но что вы понимаете под сопровождением ребенка в образовательном процессе?

Это маленькие зарисовки, сделанные на основе моего ежедневного профессионального общения с коллегами — психологами, педагогами и управленцами. И это в настоящее время лично для меня — самая насущная профессиональная проблема: как изменить подходы к построению собственной деятельности и чужой — тех, кому я помогаю стать профессионалами, тех, с кем я сотрудничаю, тех, от кого я во многом завишу в своей работе... Как прочно утвердить на ногах то, что так и норовит перевернуться на голову в сознании многих и многих: цель, задача, содержание — первичны в любой профессиональной деятельности. Форма, методика, организационный подход — вторичны и зависимы от цели и содержания.

РАБЫ ФОРМЫ

Казалось бы, у нас такая молодая профессия! А ведь молодости свойственно творить, идти от себя, своего видения мира... И вообще психология по сути, по природе своей — знание, открытое человеку, его актуальным жизненным задачам и проблемам. Психология — это практика развития человеческого бытия, она должна быть мобильной, настроенной на цели и ценности человека.
Однако, увы... Подпираемые с двух сторон такими гигантами, как педагоги и управленцы, мы очень быстро выросли и легко переняли главную болезнь тех, с кем сотрудничаем и от кого зависим. Болезнь эта — стереотипизация, формализация деятельности.
Обратите внимание на язык «среднего» педагога. Вы от него крайне редко услышите: «Нужно проверить, как дети усвоили знания». Гораздо чаще: «Нужно провести контрольную работу по теме». А может быть, знания по этой теме лучше проверить не в форме контрольной, а как-то иначе? Куда там! По плану — контрольная работа.
Ученикам ставятся оценки, а не дается качественная обратная связь по поводу их знаний, готовности к уроку. В педагогическом коллективе проводятся педсоветы, а не обсуждаются актуальные профессиональные проблемы. В готовую, старую как мир форму втискиваются, крошась и меняя суть, гуманистическая педагогика, инновационные технологии, идеи модернизации школы... Им тесно в этой форме, они хотят быть понятыми и принятыми людьми. Для этого нужны иные «жанры»: семинары, деловые игры, модельные ситуации. Но по плану — мартовский педсовет.
То же — со всевозможными внеурочными мероприятиями. В школе традиционно проходит то-то и то-то. Скажем, вечер выпускника, день рождения школы, Татьянин день, интеллектуальный марафон... Вопрос о педагогических задачах этих мероприятий встает крайне редко. Есть отработанная схема, найдены и отточены методические ходы... Ну можно что-то подправить на злобу дня. И хорошо.
Педагогика — устоявшаяся деятельность, по сути своей склонная к стереотипизации. В ее недрах легко формируются ритуалы и традиции, которые начинают доминировать над задачами, незаметно подменяют их собой.

СЛОВА ЗАКЛИНАНИЯ

Что же мы, психологи? А мы уже рядышком. Большинство тренинговых и развивающих программ (поправьте меня, если я не права!) составляется так: листаются книжки, подбираются упражнения, пишутся сценарии конкретных занятий и лишь в последнюю очередь (чтобы отстали методисты) сочиняются цели и задачи.
Без слез на эти формулировки часто просто не глянешь. Какой-нибудь цикл, состоящий из 10–12 занятий (раз в неделю, по 40 минут), имеет цель — «развитие эмоциональной сферы». Просто волшебные должны быть эти занятия, чтобы решить такую объемную, безграничную по своей сути задачу!
Но дело не только в этом. Сам подход, при котором задачи формулируются в последнюю очередь, да еще в столь неконкретном виде, в корне ошибочен. Нет доверия к такой программе. Она изначально бессодержательна, потому что не определено ее назначение.
Мы, как слова заклинания, затвердили основные направления своей работы. Зачем психолог в школе? Чтобы заниматься диагностикой, профилактикой, коррекционно-развивающей работой и кое-чем еще. А почему именно этим? Действительно, почему? Потому что про это написано в тех немногочисленных рекомендательных письмах, которые соизволило выпустить для нас министерство или региональные органы управления образованием? Потому что про них написано в нескольких методических пособиях, претендующих на идеологическое осмысление работы психолога в образовании?
Можно аргументировать свой выбор именно этим. Тогда наша работа обретает устойчивые ритуальные формы и лишается содержания. Мне скажут, что не всегда и не обязательно. И я соглашусь. Конечно, есть и будут психологические задачи в образовании детей, которые решаются в таких формах, как диагностика, тренинг, коррекционно-развивающее занятие. Но жизнь не стоит на месте, появляются новые задачи, для решения которых у нас нет готовых, заложенных в стандарт методов и приемов. Поэтому целесообразно с самого начала идти другим путем.

ПРИВЫЧКА СВЫШЕ НАМ ДАНА?

Психолог в школе для того, чтобы решать ряд задач образования детей и подростков психологическими методами. Он анализирует проблему и подбирает (или создает) форму, прием, метод ее решения.
Вот конкретный пример. Мы в нашей службе проанализировали структуру своей работы и убедились в том, о чем давно догадывались: с каждым годом уменьшается объем такого вида деятельности, как индивидуальные консультации и развивающие занятия с детьми. Значит ли это, что мы не решаем каких-то важных психологических задач наших учащихся? Мы считаем, что нет, не значит.
Мы отказались от привычной формы по следующим причинам: дети невероятно загружены, каждое индивидуальное занятие — это отказ ребенка от прогулки, лишение его законных 30 минут свободного общения с друзьями или (в первой половине дня) нарушение его учебной деятельности. Мы идем на такие жертвы лишь в крайних случаях. Везде, где это возможно, решаем психологические проблемы детей, привычно связанные с консультированием, в других формах: помогаем воспитателям организовать жизнь ребенка в коллективе, консультируем педагогов-предметников и родителей.
В общем, любая привычная форма профессиональной работы хороша, пока она помогает решить поставленную задачу, а не затмевает, не подменяет ее собой.

ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН

Но не только подмена содержания формой угрожает осмысленной и целенаправленной работе психолога в образовании. Не менее серьезную опасность несет подмена содержания организационным приемом. Здесь уже мы равняемся на тех, кто подпирает нас с другого бока, — наших управленцев от образования.
Нужна психология в образовании? Да. Значит, пусть будет в каждом районе, округе, в каждой подведомственной части образовательной суши, ну... скажем... психологический центр. И пусть он работает. Зачем? На основе какой гуманитарной идеи? Во имя чего? Это все не вопросы. Пусть работает.
И появляются многочисленные центры помощи, поддержки, сопровождения, имеющие вывеску и очередь населения на прием. И не имеющие главного: ответа на вопрос, в чем их миссия и какова основная профессиональная задача.
И начинает эти центры трясти и лихорадить при каждом вираже вольноопределяющейся социальной политики страны. Волна «оздоровления» населения? Будьте добры, открывайте кабинеты ЛФК. Борьба с наркоманией? Что значит, вы не специалисты? Беспризорные? Ждите, привезем для психологической обработки.
Бывает и иначе. Осознают в управленческом аппарате, что не владеют информацией о психологическом состоянии детей. Конечно, это плохо. Нужно информацию собирать. Обяжут всех психологов образования в определенный срок, по определенной форме собирать информацию (мониторинг это теперь называется) по тем или иным образовательным проблемам: готовность к обучению, адаптация в начальной школе, в среднем звене, готовность к профессиональному самоопределению, что-нибудь еще. Психолог, отодвигая в сторону всю текущую содержательную работу, эту информацию собирает и сдает «наверх».
И так из года в год. Копятся где-то в недрах управления тома информации. Наверное, принимаются и какие-то управленческие решения. Но до уровня конкретного исполнителя они не доходят. Вопрос: зачем аппарат собирает эту информацию?

НАЧАЛО И КОНЕЦ

Но самое печальное: мы ворчим, тратим время, но подыгрываем нашим управленцам и, сами того не замечая, начинаем воспроизводить такую же модель в своей собственной работе. Какой процент информации, содержащейся в нашей ежегодной психологической диагностике, реально востребован для дальнейшей работы, а какой «умер» в отчете, представленном директору? Всегда ли традиционно проводимый консилиум окупает по своим результатам потраченное на него время педагогов и самого психолога? Если нет, то зачем мы такой консилиум проводим?
В школах периодически рождаются то психологические службы, то психологические или медико-психологические центры, то, вообще новинка, службы валеологические, антропологические и социологические. Зачем? Какие содержательные задачи они решают? Какие цели преследуют?
У любой работы должен быть смысл. Смысл летуч, поэтому его облекают в формы и организационные приемы, преобразуют в программы и системы работы. Но должны оставаться польза, цель, задача. С них должно все начинаться и, что самое сложное, ими же и заканчиваться.
Давайте беречь цели и задачи психологической работы в школе. Иначе все закончится грустно. К нам будут идти не для того, чтобы решать проблемы, а для того, чтобы провести консилиум, написать совместный план работы, отметить в журнале дни факультатива по психологии.
А смысл?

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук