Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ВНИМАНИЕ

Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют. Луч подвижен, он может освещать каждую новую секунду новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть рассеянным и слабым. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить, выглядят нечеткими, размытыми.
Метафора луча удобна для объяснения учащимся сущности внимания и основной его функции — отбора и селекции информации. Эта метафора позволяет легко понять, что внимание — это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость.
Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом «зацепил». То есть этот объект должен обладать определенными свойствами.

Во-первых, его воздействие должно быть сильным, интенсивным (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во-вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание — как, впрочем, и веселое среди печальных).

В-третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В-четвертых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидении хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя).

Перечисленные особенности раздражителя (объекта) не исчерпывают всех причин возникновения внимания (а речь идет пока только о непроизвольном внимании, то есть внимании, появляющемся без специальных целенаправленных усилий).
Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются: потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдет мимо кондитерской); значимость для личности (почти каждый из нас невольно прислушается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя); эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).
В случае если объект не отвечает всем указанным условиям, то для сосредоточения на нем внимания потребуются уже определенные усилия и конкретная цель, которую мы при этом преследуем. Например, читая трудный для понимания научный текст, мы вынуждены включать произвольное внимание, иногда заставлять себя, осознавая свою цель — самообразование. Но бывает, что книга, которую мы начали читать с усилием, захватывает нас, увлекает, и нам уже не нужно напрягаться. В этом случае говорят о послепроизвольном внимании, возникшем из произвольного.
Внимание имеет определенные свойства.
Устойчивость — показатель глубины, длительности и интенсивности психической деятельности человека.
Переключаемость — способность к быстрому переходу от одной деятельности к другой, к переносу внимания с предмета на предмет.
Отвлекаемость — характеристика, связанная с умением (или неумением) сохранять требуемый уровень внимания на объекте при воздействии посторонних раздражителей.
Объем — количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека (обычно здесь действует закон «семь плюс-минус два»).
Концентрация — сосредоточенность на объекте внимания, погруженность в процесс деятельности, в определенном смысле — сужение внимания.
Распределение — способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук