Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ: ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5–9 ЛЕТ

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ: ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5–9 ЛЕТ

А.А. Осипова, Л.И. Малашинская
М.: ТЦ Сфера, 2001

Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться практическому психологу образования вне зависимости от типа учебного учреждения и возраста детей, особое место занимает детская невнимательность. Поэтому выход пособия по диагностике и коррекции внимания отвечает запросам школьной практики. Более того, это пособие рассчитано не только на школьных психологов, но и на работников дошкольного образования. Обращение последних к этой часто встречающейся проблеме будет способствовать лучшей подготовке детей к обучению в школе и облегчит процесс их адаптации к новым условиям жизни.
К числу несомненных достоинств пособия относится доступность изложения. Никакой специальной подготовки — ни педагогической, ни психологической — для чтения книги и дальнейшего использования содержащихся в ней рекомендаций не требуется. Это достигается за счет четкого структурирования материала. Книга написана хорошим литературным языком.
Несмотря на практическую ориентацию издания, авторы посчитали необходимым обратиться к таким теоретическим вопросам, как виды и свойства внимания, основные направления его развития в дошкольном и младшем школьном детстве.
Основная часть книги посвящена практическим проблемам. Изложение методик (ставших классическими) диагностики внимания логично перетекает в описание принципов построения коррекционных программ.
Далее приводится «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями внимания». Данная программа прошла успешную апробацию. Все рекомендуемые авторами игры и упражнения подробно описаны.
Только положительной оценки заслуживает попытка авторов привлечь к работе родителей, которые нередко рассматривают невнимательность как возрастную особенность младших школьников.
Историки психологии отмечают драматическую судьбу понятия внимание, в трактовке которого встречались крутые повороты, что приводило не только к научным противоречиям, но и к неверному пониманию разных психологических точек зрения. Не избежали подобной участи и авторы данного издания.
Они ссылаются на слова П.Я. Гальперина: «Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс... Внимание не имеет своего отдельного специфического продукта...» (с. 4). Это — цитата из известной статьи П.Я. Гальперина «К проблеме внимания», но сам он не разделял такого взгляда на внимание. Развиваемое П.Я. Гальпериным понимание психики как ориентировочной деятельности открыло возможность рассматривать внимание как самостоятельную форму психической деятельности, содержанием которой является контроль. Представления П.Я. Гальперина о внимании как идеальном и сокращенном действии контроля легло в основу принципиально нового подхода.
Данное замечание носит принципиальный характер, так как предлагаемая авторами программа, безусловно, имеет общеразвивающий эффект, но в ней все-таки недостаточно представлена специфика коррекции внимания. В целом книга может быть продуктивно использована с целью развития моторики, памяти, мышления и т.д., и в том числе внимания.

Марина СТЕПАНОВА