Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002


КОЛЛЕГИ

ЛЕЧИТЬ ИЛИ НЕ ЛЕЧИТЬ?

Валентина КОНОВАЛОВАЧасто усилия психологов по коррекции внимания у детей не приводят к желаемым результатам, а иногда при этом наблюдается даже и обратный эффект — чем больше сил тратят психологи и родители на специальные развивающие занятия, тем меньше успехи ребенка. При этом многие даже не подозревают о том, что невнимательность ребенка часто бывает связана с наличием серьезных нарушений в его развитии, которые требуют не психологической, а медицинской помощи.
Об этом рассказывает один из ведущих специалистов в детской психоневрологии, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Московского НИИ психиатрии Министерства здравоохранения РФ Валентина КОНОВАЛОВА.

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ВНИМАНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА

Около 70% обычных детей, считающихся здоровыми и обучающиеся в массовой школе, по приблизительной оценке, имеют нарушения внимания. Это может быть связано с самыми разными причинами, в том числе и с медицинскими. Сейчас у детей очень часто встречаются повреждения нервной системы, что обусловлено целым рядом факторов: это и неблагоприятная экология, и плохое здоровье матерей (патология беременности и родов). Все это сказывается на развитии плода. В результате возникают повреждения нервной системы, влекущие за собой те или иные нарушения в развитии ребенка. Нередко одним из таких нарушений является недостаточность такой психической функции, как внимание.
Выявляется это чаще всего при увеличении нагрузок на ребенка. В его обычной жизни, вне школьной деятельности, это нарушение может никак не проявляться. Но при поступлении в школу или детский сад, где проводятся регулярные занятия с детьми, нарушение внимания становится очевидным.
Детей с нарушением внимания много во всех странах. Но в нашей стране, где немало социальных сирот, ситуация особенная. И здесь мы видим целый комплекс причин, вызывающих разнообразные патологии психического развития. Особенно хочется отметить вредоносное влияние алкогольных напитков, которые употребляются во время беременности. Как это ни ужасно звучит, но такие случаи в наше время встречаются довольно часто. Даже небольшое количество пива, выпитое будущей мамой, способно привести к развитию фетального алкогольного синдрома плода.

КОГДА РЕБЕНКУ НУЖЕН ВРАЧ?

Существует целый ряд нарушений в развитии детей, требующих медицинской коррекции. Психологи должны уметь распознавать их и рекомендовать родителям проконсультироваться у врача.
Сейчас очень широко распространен гипердинамический синдром с нарушением активного внимания. Чаще он встречается у мальчиков. Есть данные, что это нарушение имеется у 30% из них. У девочек эта патология встречается реже.
Гиперактивность проявляется в двигательной расторможенности, неусидчивости, непоседливости, импульсивности. Такие дети не могут играть в тихие игры, часто чрезвычайно говорливы, перебивают других или встревают в чужой разговор. Они забывчивы. Нередко такие дети не слышат, когда к ним обращаются, или отвечают на вопрос, не дослушав его. В школьной деятельности они с трудом сосредотачиваются на задании, неорганизованны, часто отвлекаются на внешние раздражители, избегают заданий, требующих сосредоточения, нередко теряют школьные принадлежности.
Другое, достаточно распространенное нарушение — церебрастенический синдром. Эта патология проявляется в двух вариантах. Один из них — астенический. Основное его проявление — повышенная утомляемость или истощаемость ребенка при психических и школьных нагрузках. Ребенок становится вялым, малоподвижным, он бледнеет, старается прилечь. Другой вариант развития синдрома — по гипердинамическому типу, когда на фоне усталости ребенок становится перевозбужденным, двигательно расторможенным. Про таких говорят: завелся. Он и не может остановиться, пока дело не дойдет до скандала. И в первом и во втором случае страдает внимание ребенка.
При перечисленных симптомах ребенка надо показать врачу, поскольку эти нарушения компенсируются не только психологически. Здесь нужна и медикаментозная коррекция.
Кроме того, существуют и поведенческие особенности ребенка, которые должны насторожить психолога. Речь идет о неадекватных эмоциональных проявлениях: постоянно повышенное или пониженное настроение, повышенная возбудимость, беспричинная обидчивость, апатичность, холодность, безучастность. Должно обеспокоить наличие страхов, тревоги, странных высказываний, нарушение психического созревания с отставанием или диспропорциональным развитием.
Вообще, на мой взгляд, если психолога что-то настораживает в поведении ребенка, то обязательно лучше подстраховаться и показать его врачу, чтобы ребенок мог пройти полноценное обследование и при необходимости получить соответствующее лечение.
Но нельзя забывать о том, что существует так называемый первичный, или генуинный, синдром нарушения активного внимания. При этом не обнаруживается никакого органического повреждения нервной системы. Но чтобы узнать это, ребенка необходимо показать врачу. Если он скажет, что его ничто не настораживает, то можно даже обойтись без дополнительного обследования. Врач может определить, что нарушен только мотивационный компонент внимания. В этом случае надо заниматься коррекционной психологической работой.

МОЖНО ЛИ ОТЛИЧИТЬ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА ОТ ЛЕНИВОГО?

Перечислим внешние признаки, присущие детям с астеническим синдромом.

  • По ходу занятия достижения ребенка ухудшаются (чем больше с ним занимаешься, тем меньше он воспринимает).

  • В течение занятия ребенок явно перевозбуждается, растормаживается.

  • У него появляются какие-то нелепые бездумные ответы по типу «пальцем в небо», или ребенок готов сказать первое, что пришло в голову, лишь бы от него отстали.

  • Меняется внешний вид ребенка (он бледнеет или краснеет).

  • Он жалуется на головные боли, и родители говорят, что он плохо засыпает.

  • Есть проявления метеозависимости — ухудшение состояния при перемене погоды.

В этих случаях мы стараемся дать ребенку лишний дополнительный день отдыха, освободить его от чрезмерных школьных нагрузок.
У таких детей при увеличении нагрузок мы не получаем желаемого эффекта. Ребенок и так истощен, а мы на фоне истощения нагружаем его еще больше, тем самым утяжеляя его состояние. Более того, этим мы формируем отрицательную мотивацию к учебе вообще.
Нужно показать ребенка врачу, чтобы он определил, не стоит ли сначала провести медикаментозную подготовку, создать хороший фон для нормальной работы нервной системы, и уже на этом фоне проводить психологическую работу.
При разных вариантах нарушения внимания у детей назначаются разные схемы лечения. Это зависит от генеза или причины, вызвавшей нарушение внимания, и результатов проведенного дополнительного обследования.

ЧТО ПОЛЕЗНО, А ЧТО НЕТ

При любом нарушении внимания у ребенка в работе с ним необходимо наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация возникает, если в классе хороший учитель, а также если родители действительно заинтересованы в развитии малыша. Ведь любой ребенок понимает, формально мама с ним общается и занимается или нет. Нужна совместная деятельность родителей и ребенка, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.
Сейчас обсуждаются возможности компьютерных игр в развитии внимания ребенка. Говоря о пользе этих игр, многие родители отмечают, что даже самые невнимательные дети могут часами сидеть за компьютером.
Но дело в том, что здесь решающее значение имеет механизм удовольствия. Если что-то доставляет нам удовольствие, то мы будем заниматься этим достаточно долго, несмотря на головную боль или плохое самочувствие. Но даже для здоровых детей вредно очень долго сидеть за компьютером. Во всем должна быть мера. Гигиенисты говорят, что до подросткового возраста время пребывания детей за компьютером не должно превышать одного часа в день.
Массовое посещение компьютерных залов с дикими играми, которые и так перевозбуждают, вредно практически всем.

Записала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Отделение клинико-психологических исследований нарушений
психического развития детей Московского НИИ психиатрии МЗ РФ
Тел.: (095) 963-76-35, 963-76-36


ДЕСЯТЬ СПОСОБОВ ОРГАНИЗОВАТЬ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА
С РАССТРОЙСТВОМ ВНИМАНИЯ

  •  

Сформулируйте суть проблемы. Вместе с ребенком напишите, как и где конкретно проявляется проблема — во время игр, в классе, при переходе из класса в класс, дома во время ужина, в спальне, в ванной и др. Опишите проблемное поведение — драчлив, громко разговаривает в классе, уходит из-за стола во время еды, выходит из себя, когда надо идти в школу и др.

  •  

Найдите конкретные способы решения каждой проблемы.

  •  

Используйте простые средства организации поведения типа списков, графиков, будильника и др.

  •  

Используйте поощрение. Например, если ребенок не подрался на перемене, то ему и его одноклассникам позволяют погулять дополнительно пять минут. Заинтересованные в более долгой перемене, ребята будут охотно помогать этому ребенку устанавливать контроль над собой.

  •  

Давайте постоянную обратную связь. Дети с расстройством внимания, занимаясь делом, часто не понимают, что они делают. Не ждите, пока стол ребенка превратится в хлев, а вовремя напомните ему об уборке. Помогите ребенку организовать свой день и поддерживать график.

  •  

При каждой возможности позволяйте ребенку принять на себя ответственность, подсказывайте родителям, как его к этому поощрять. Например, ребенок должен убирать за собой после еды. Если он не сделает этого, то будет убирать со стола, пока его товарищи играют во дворе.

  •  

Не стесняйтесь на похвалу и положительную обратную связь. Люди с расстройством внимания больше остальных нуждаются в похвале.

  •  

Посоветуйте родителям взять для ребенка воспитателя на время приготовления домашней работы. Сами родители в этой роли часто превращаются в надсмотрщиков.

  •  

Обеспечьте ребенка всем, что, на ваш взгляд, помогает ему быть организованным. Узнайте его мнение об этом. Поэкспериментируйте с различными планами и приспособлениями. Один ребенок организовал выполнение своей домашней работы, установив будильник на двадцатиминутные интервалы: он планировал работу 20-минутными кусками. Возможно, что в классе ему позволят через определенное время вставать и ходить в конце комнаты. Другой ребенок лучше концентрировал внимание в надетых на голову наушниках. Используйте все, что помогает (если только это законно и не опасно).

  •  

Договаривайтесь с ребенком, но не старайтесь сломить его.

По материалам семинара Мэри АЛВОРД
и Патрисии БЕЙКЕР (США)
«Работа с проблемным ребенком.
Интегрированный психологический подход».
Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА