Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002
МИНУТОЧКУ ВНИМАНИЯ!


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

МИНУТОЧКУ ВНИМАНИЯ!

У младших школьников основные свойства внимания развиты еще очень слабо по сравнению с детьми более старшего возраста или взрослыми. Это во многом обусловлено особенностями психического развития учеников начальной школы. Наиболее слабо организовано внимание первоклассников, оно имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Это объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.
Предлагаем несколько практических методов, советов, игр и упражнений, способствующих развитию внимания у маленьких школьников.

В НАЧАЛЕ УРОКА

Учителя хорошо знают, как трудно иногда привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбужденные ребята не могут сразу сосредоточиться на учебной работе. Для того чтобы вызвать у детей так называемое предвнимание и немного успокоить их, можно использовать следующие методические приемы.

Радуга внимания

Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методическое оборудование: семь белых альбомных листков с цветным кругом в центре. Диаметр круга — 7 см. Цвета кругов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Распределите эти листы по дням недели. На конкретном занятии вы работаете с таким листком, цвет которого соответствует дню недели.
Лист укрепляется на доске. Включается приятная, спокойная классическая музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа в течение 30–40 сек. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и в течение 30 сек. удерживать перед собой образ листа с кругом.

Охотники племени cиу

Учитель предлагает детям представить, что они индейцы племени cиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг.
Учитель. Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение.
Чтобы было интереснее, учитель может специально «организовать» некоторые шумы и звуки.
Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение.

Кто меня слышит...

Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу:
— Кто меня слышит, поднимите правую руку.
(Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.)
Далее учитель опять же тихо произносит:
— Кто меня слышит, поднимите обе руки.
(Некоторые ученики поднимают обе руки.)
Учитель произносит тихо фразу, растягивая слова:
— Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза.
(Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.)
Учитель тихо произносит:
— Кто меня слышит, встаньте.
(После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него.)
Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.

ВРЕМЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ

Эта информация, возможно, поможет учителям правильно выбрать время для наиболее значимых уроков: контрольной или самостоятельной работы, каких-либо открытых уроков и т.п.
Психологи провели специальное исследование: изучались особенности внимания у одних и тех же школьников в процессе их обучения в первом, втором и третьем классах.
Для большинства первоклассников характерна единая динамика устойчивости внимания в течение дня. Начиная работу с исходно высокого уровня, они демонстрируют тенденцию к спаду внимания уже после первого урока. Иными словами, устойчивого внимания им хватает лишь на 45 минут первого урока.
При обучении во втором классе динамика внимания у этих же детей в течение дня выглядит по-другому. У большинства пик его активности приходится на второй-третий уроки.
Такая же картина наблюдается в третьем классе.
Объяснить это можно следующим образом. Первоклассники, с большой готовностью идущие в школу, уже заранее настраиваются на работу, предвосхищают новое, интересное, неожиданное. Эта установка на всеобъемлющее восприятие приводит к быстрому истощению и усталости.
У второклассников непосредственный интерес к школе несколько остыл, зато стали появляться некоторые навыки учебного труда, среди них и навык управления своим вниманием, синхронизации его с задачами учебной работы.

СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВО

Этот методический прием оформляется для детей как игра.

Учитель. Представьте себе, что сегодня во дворце у короля состоится бал. Все это происходит в наше время, поэтому во дворце будут современные развлечения: дискотека, игры в кегельбане. На бал обещали прилететь покемоны. Но чтобы попасть на бал, надо пройти строгий контроль. Для начала прочитайте внимательно текст.
Учащимся дается время для чтения.
Учитель. Теперь выберем двух стражников, строгих и неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на каверзный вопрос стражника по учебному тексту.
Происходит выбор стражников.
Учитель. Сейчас еще раз внимательно прочитайте текст, а стражники по нему составят вопросы. Начали!
Детям дается время на повторное чтение текста.
Учитель. Ну вот, теперь вы вооружились знаниями, можно по очереди подходить к стражникам — вдруг пропустят? Интересно, какие вопросы они зададут? Итак, стражники, пожалуйста, задавайте вопросы по тексту.
Учителю нужно сориентировать детей на выполнение игровых заданий в быстром темпе. Иначе игра затянется, и может произойти нарушение дисциплины. Если в классе много учащихся, можно выбрать две пары стражников.
Дети, которым не удалось в первый раз пройти во дворец, могут подойти к стражникам повторно, чтобы те им задали новый вопрос.
Учитель. Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? Достаточно ли «въедливы» были наши стражники? Если кто-нибудь хочет задать еще вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула стражников.
Всех ли пропустили на бал? Если есть несчастные, не сумевшие ответить на вопросы, давайте еще раз быстро посмотрим текст. Если таких нет, то начинаем бал. Всем спасибо! Игра окончена.

Игру надо проводить динамично, чтобы она не наскучила детям. Стражниками нужно выбирать ребят, имеющих проблемы с устойчивостью внимания, но интеллектуально достаточно сильных.

ЗЕРКАЛО

Эту игру лучше проводить в свободное от уроков время. Хотя учитель может ее использовать и на уроке, если детям нужно сменить деятельность и немного отдохнуть от серьезных заданий. Можно сделать так, что на уроке в первый день выступит одна пара учащихся, а на другой день — вторая и т.д. Игра развивает внимание учащихся.
Учитель. Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Заданий всего четыре: пришить пуговицу, собраться в дорогу, испечь пирог, выступить в цирке.
Каждое из этих заданий нужно выполнять в паре. Напарники встанут друг против друга, и один из них возьмет на себя функции зеркала, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.
Сначала давайте разобьемся на пары.

Учащиеся с помощью учителя каким-либо способом разбиваются на пары.
Учитель. Все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из учеников — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение.
Остальные учащиеся на это время становятся зрителями. Вы будете наблюдать за игрой пары и выставлять партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм.
Затем партнеры в паре поменяются ролями.
Пары также будут меняться по очереди, таким образом перед классом выступят все ученики.
Вы будете оценивать актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной шкале. Затем оценки всех учеников суммируются, и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала.
Итак, начинаем представление.

Участники выполняют задания.
В заключение игры учитель помогает подсчитать суммарную групповую оценку для каждого ученика, полученную им за роль зеркала.

ДРЕВО МУДРОСТИ

Этот методический прием также оформляется для детей как игра. Для его проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к одежде учителя, не повредив ее.
Учитель. Сегодня мы с вами нашими же руками создадим древо мудрости. Сначала быстро, но внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.
Учащимся дается время на чтение текста.
Учитель. Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.
Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.
Учитель. Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к «дереву».
Роль дерева может выполнять учитель. Можно придумать еще что-либо интересное, лишь бы получилось похоже на дерево.
Учитель. Теперь по очереди каждый подойдет к дереву, «сорвет» записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.
Дети подходят к «дереву», «срывают» записки, отвечают на вопрос.
В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.

Ирина АРТЮХОВА,
кандидат педагогических наук,
ГосНИИ семьи и воспитания РАО,
г. Москва

ЛИТЕРАТУРА

Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. М., 2000.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Л., 1985.
Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
Игры — обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.
Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М., 1980.