Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В НАШЕЙ ГАВАНИ

Из опыта работы психологов Межрайонного центра «Дети улиц» г. Зеленограда

Учитывая, что подростковый возраст — это период, когда расширение сферы деятельности подростков значительно опережает уровень их психологической компетенции, особенно актуальным становится просвещение подростков в области психологии общения.

Психологами центра «Дети улиц» города Зеленограда реализуется программа «Мастерская по общению». Главной задачей этой программы является формирование коммуникативной грамотности подростков. В течение двух лет через эту программу прошли разные подростки.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Каждое занятие программы состоит из двух блоков: информационного и тренинга.

Информационный блок содержит общие сведения по теме занятия. Этот блок очень важен для тревожных, мнительных, застенчивых, боящихся неопределенности. Получая информацию по теме занятия, они понимают, чем мы будем заниматься сегодня, почему это важно и нужно. Информация по теме может занимать от 30 минут до 1 часа. Только после этого начинается тренинговая часть.

Каждое занятие имеет свою тему, которая не связана с предыдущими. Это дает возможность подросткам, которые пропустили предыдущее занятие, не чувствовать себя ущемленными, а плодотворно работать.

Между заданиями мы предлагаем подросткам выполнить некоторые упражнения психогимнастики, которые называем «развлекалками», — это короткие двигательные игры. Как правило, в игре возникает радость, а это самый мощный стимул из всех для посещения занятий. Важно отметить, что мы стремились подбирать игры по теме занятий.

 

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОДРОСТКИ

По нашим наблюдениям, подростков можно подразделить на следующие категории.

Особенностью первой категории подростков (в основном это девушки, обучающиеся в 9-м классе средней школы, лицея, гимназии) явилось то, что они практически никогда не опаздывали на занятия, всегда предупреждали преподавателей, если возникали проблемы с посещением занятий. Это позволяло учесть количество будущих участников и соответственно спланировать занятие.

Они активно участвовали в упражнениях, почти не задавали вопросов, им нравилось играть. Между упражнениями мы предлагали им «развлекалки» для снятия усталости и переключения внимания. Важно отметить, что те участники, которые уже получили удовольствие от игры, продолжали терпеливо играть, чтобы дать возможность наиграться остальным. Не было ни одного случая, чтобы подростки отказались от «развлекалки».

Необходимо отметить, что при работе с этой группой подростков возникала проблема при получении обратной связи: они практически не дифференцировали упражнения, предложенные на тренинге, и каждый раз по итогам занятия говорили: «Мне понравилось все».

Оказалось, что для этой категории характерна отсроченная обратная связь. В обстановке отдыха — это было завершающее занятие, за чашкой чая — они стали вспоминать наиболее понравившиеся им упражнения и «развлекалки». Видимо, им было необходимо время для осознания полученного опыта, знаний, собственного успеха или трудностей.

Самым любимым занятием для этих подростков стал тренинг, направленный на повышение самооценки. На занятии мы хвалили друг друга, хвастались своими умениями и навыками, дарили друг другу воображаемые подарки. Самым дорогим признали подарок тренера, который дарил, как правило, личностные качества: уверенность, лидерские способности, общительность и другие.

Неожиданные трудности у тренеров возникли при проведении упражнения «Встреча через десять лет».

В этом упражнении все участники делятся на пары. Тренер говорит: «Давайте переведем часы на десять лет вперед. Теперь мы в ... году. В вашей жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Приехали в тот город, где когда-то учились в школе. Вы идете по улице и встречаете одноклассника. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы. Вы рассказываете друг другу, чем вы занимаетесь. Вам дается 5 минут». После окончания беседы все садятся в круг и представляют каждого участника всей группе. Проходит обсуждение.

Практически не было желающих участвовать в этом упражнении, а те, что согласились, не верили в свой будущий профессиональный успех и очень быстро соглашались на работу уборщицы.

Полученная информация навела нас на мысль, что девушки испытывают неуверенность в своем профессиональном будущем. С учетом этой ситуации участникам тренинга была предложена индивидуальная психодиагностика и консультация по профориентации.

Принимая во внимание, что с этими подростками сложно обсуждать результаты упражнения, мы считали важным, чтобы они ответили на вопросы: «Что вы чувствовали?» и «Что вас удивило или вызвало напряжение?», а также поделились своим собственным опытом.

Мы получили от родителей этих девушек положительную обратную связь. Родители отметили, что поведение девушек изменилось в лучшую сторону. Они стали менее застенчивыми и более уверенными в своих силах.

Вторая категория подростков — это учащиеся профтехучилищ и медицинского училища. При проведении занятий с этими подростками трудности возникали в упражнениях, связанных с вербальным общением, а также при необходимости что-либо писать. Юноши стеснялись своих возможных письменных ошибок. И только заверение тренеров, что мы не будем обращать на это внимания, дало возможность провести упражнения.

Трудности возникли при проведении игры «Листок на спине». Смысл игры заключается в том, что участнику на спину прикрепляется листок с названием профессии, и он, задавая вопросы остальным участникам, должен угадать, что за профессия там написана. Играющие долго не могли придумать вопросы о профессии. А когда это повторилось с третьим игроком, всем стало неинтересно. Мы решили поменять правила игры, и теперь главный игрок знал название профессии, а все остальные должны были ее угадывать. Это привело к тому, что упражнение пошло динамичнее и веселее.

Не смогли ребята дать и ассоциации по кругу. Участники тренинга по очереди должны были давать ассоциации, связанные с животными, с погодой, с цветом, но у ребят это вызвало проблемы, и все закончилось шутками.

Важно отметить, что юноши этой группы на первых занятиях отказывались от участия в «развлекалках», аргументируя это тем, что они будут выглядеть смешно. При этом девушки категорически отказались быть артистами, на которых все смотрят со стороны. И тогда ребята сдались и в «развлекалках» участвовали все. Именно в этой группе мы столкнулись с необходимостью демонстрации «развлекалок» наглядно-действенным образом во избежание возможных травм. Юноши плохо рассчитывали свою силу в играх.

При проведении упражнения «Сплетня» (формирует навык точно передавать полученные сведения) информация до последнего участника доходила в сильно искаженном виде, и тогда, чтобы как-то сгладить ситуацию, мы предложили вариант игры «Запомни картинку». Результат этого упражнения превзошел все ожидания.

Эта категория подростков наиболее успешно чувствовала себя на занятиях, направленных на формирование навыка наблюдательности, особенно была популярна игра «Таможня».

Успешно проходило обучение приемам жестовой речи, ребята хорошо понимали язык жестов и сами успешно пользовались им.

«Арт-терапия как инструмент разрешения конфликтов» — так называлось одно из занятий программы. Оно включало в себя пять арт-терапевтических упражнений. Сначала мы просили нарисовать картину на тему «Насилие» и картину на тему «Ненасилие». Анализ рисунков подростков первой и второй категории показал, что ребята, изображая насилие, использовали в основном черную и красную краски. Насилие для них — это давление извне, убийство, смерть, война, запрет, кровь и боль.

При этом сущность ненасилия у каждой группы оказалась своя.

Ненасилие для первой группы — это любовь близких людей, дружба, счастье. Для второй группы ненасилие — это мир, равенство, свобода.

Обеим группам подростков очень понравилось упражнение «Рисунок вчетвером». Ведь это так приятно, когда тебя понимают.

В заключение подростки изъявили желание посещать психологический лекторий с целью повышения своих знаний в области психологии личности.

Третья категория подростков — это ученики 9-х классов коррекционной школы, в основном имеющие соматические заболевания.

При проведении занятий с ними мы ориентировались на ограничения, которые нам рекомендовали педагоги. Мы старались все делать так, чтобы дети не уставали. Информационный блок сделали минимальным. При этом если в начале программы занятие длилось 1,5 часа, то через два занятия подростки легко выдерживали два часа (истощения мы не наблюдали).

Эта категория детей давала очень подробную обратную связь: здесь было весело, здесь — трудно, а вот здесь было жалко вас. И хотя они с удовольствием играли, на вопрос: «Что понравилось больше всего сегодня?» — отвечали: «Упражнения».

В этой группе были ярко выраженные лидеры, которые всегда первыми вызывались участвовать в заданиях, остальные инициативу не проявляли, но если им предлагали поучаствовать, с радостью соглашались.

При проведении упражнения «Листок на спине» в свои руки все взяли два лидера. Они с удовольствием стали играть, при этом остальные участники тренинга были только зрителями, но это у них не вызвало протеста. В результате нам пришлось остановить игру и ввести правило: вопрос должен задавать каждый участник тренинга. Необходимо отметить, что с такой ситуацией в других группах мы не сталкивались.

При проведении упражнения «Сплетня» подростки, не запоминая полученную информацию, придумывали свою.

С большим интересом эти дети восприняли алфавит эмоций. Мы повесили маски эмоций на доске, и каждый, ориентируясь на маску, стремился изобразить ее на своем лице. Это занятие вызвало интерес (хотя каждый довольно долго смотрел на маску, прежде чем ее изобразить), и мы занимались этим столько, сколько хотели подростки.

Техники слушания тоже очень понравились, и участники, давая обратную связь, отметили эти упражнения.

 

Ольга ШАПИРО,
Флюра САТТАРОВА,
психологи Межрайонного центра «Дети Улиц»,
г. Зеленоград

Окончание следует