Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2002
ДАЙДЖЕСТ


ДАЙДЖЕСТ

Лишин О.В., Чернышева О.А., Ящук С.Л. Подросток в школе: система отношений, мотивация деятельности. Мир психологии, № 3 (27), 2001, с. 233—246

Уровень сформированности педагогически организованной деятельности группы (УСД) — относительно стабильный параметр. Одним из важнейших факторов установления того или иного УСД является отношение значимого старшего (руководителя) к рядовым участникам деятельности, смысловое содержание и способ организации деятельности, определяющий отношения ее участников.

Исследование проводилось с помощью методик «Уровень сформированности педагогической деятельности группы» (В.М. Сергеев, 1993) и МСД «Мотивация совместной деятельности» (В. Хенниг — О.В. Лишин). У испытуемых — подростков из одиннадцати классов (5—10 кл.) школы-новостройки была выявлена корреляция между мотивами учебной деятельности и 9 параметрами УСД.

Главные выводы:

1. Специфика учебной деятельности, отношения учителей и учащихся способствуют развитию преимущественно пассивно-исполнительского и активно-исполнительского уровней совместной деятельности.

2. Чем выше уровень сотрудничества, человечнее отношения, больше уровень понимания между подростками и между подростками и взрослыми, тем выше уровень эмоционального отношения к учебной деятельности, мотивы самоутверждения, социальной ответственности и принципиальной добросовестности (исполнительности).

3. Достижение более высоких уровней УСД возможно при двух условиях: 1) открытом, личностном стиле общения со стороны значимых взрослых; 2) при расширении сферы взаимодействия всех участников деятельности за пределы собственно учебных занятий.

4. Положительная корреляция между параметрами использованных методик дает возможность, опираясь на известный УСД данной группы учащихся и отдельного ученика, реально прогнозировать мотивацию учебной деятельности, ее качественную характеристику и напряженность. Была выявлена зависимость между мотивами сотрудничества и мотивами собственной учебной деятельности.

5. Для повышения эффективности собственно учебной деятельности необходимо сделать характер общения педагогов с учащимися более диалогическим, доброжелательным, личностным, открытым, менее авторитарным и менее монологичным.

Подготовила Ольга БАРАНОВА