Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2002
Я — УНИКАЛЬНАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ ЛИЧНОСТЬ


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Я — УНИКАЛЬНАЯ
И НЕПОВТОРИМАЯ ЛИЧНОСТЬ

Занятие для младших подростков

Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя...
Эразм Роттердамский

Я работаю психологом в Лужеснянской гимназии-интернате для способных и талантливых детей Витебской области.
В нашей гимназии для учащихся 5–7-х классов введен курс «Человековедение», основной идеей которого является мир и ненасилие.
В связи с тем, что в гимназию поступают дети из различных школ Витебской области, а также учитывая, что среди них есть переселенцы и беженцы, в этом учебном году я начала разрабатывать программу тренинга толерантности для подростков «Живу я в мире только раз...», которая будет реализована в рамках спецкурса «Человековедение».
Эта программа состоит из трех разделов:
I. Изменение отношения к себе.
II. Изменение отношения к другим.
III. Саморегуляция поведения.
Вашему вниманию я хочу предложить одно из занятий раздела «Изменение отношения к себе».

Тамара ГАВРИЛОВА,
психолог Лужеснянской гимназии-интерната
для способных и талантливых детей, Витебская обл., Белоруссия

Цели

Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Формировать позитивное отношение к другим людям.
Повысить самооценку учащихся.

На предыдущем занятии ученики получают следующее задание: «Составьте список своих одноклассников, напротив фамилии каждого напишите его положительные качества». Психолог выписывает на отдельную карточку качества ребенка, отмеченные его сверстниками, поставив на первое место доброту (мой опыт показывает, что это качество личности дети приписывают каждому однокласснику). Если же случится так, что кого-то учащиеся не посчитают добрым, думаю, будет разумно приписать ему это качество.

Ход занятия

Упражнение «Мои положительные черты»

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку, на которой написаны его положительные качества, отмеченные одноклассниками. После того как ученики познакомятся с содержанием этих карточек, психолог говорит:

А сейчас пусть поднимет руку тот, кого одноклассники считают добрым человеком... Вы видите, что в каждом из вас кто-то отметил доброту... Теперь еще раз прочтите то, что написано на вашей карточке. Все эти положительные качества в вас видят другие. Главная задача каждого — подтверждать своим поведением и делами все то положительное, что отметили в вас одноклассники.

Рефлексия:

— Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
— Что вы сделаете с вашей карточкой после занятия?

Психолог. Постарайтесь сохранить эту карточку. В трудные минуты жизни прочтите то, что на ней написано, — и вам станет легче.

Пересказ сказки В.Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в речке»

Ясным солнечным днем шел по лесу медвежонок. Шел и пел веселую песенку.

Удивлялись звери, спрашивали друг у друга, куда это идет Медвежонок один, без мамы? Никто не знал. А шел медвежонок далеко, за речку. Там на большой поляне росли красивые яркие цветы.

Сегодня у его мамы был день рождения, и Медвежонок хотел нарвать ей большой букет.

Шел да шел Медвежонок, пока не встретил дедушку Ежа. Поздоровался.

— Куда ты идешь один, малыш? — спросил Еж.

Медвежонок рассказал Ежу все и пошел дальше.

В тени под кустом лежал Заяц. Медвежонок не заметил его и нечаянно наступил на него. От неожиданности тот подскочил как ужаленный.

— Ты кого испугался? — спросил Заяц.

— Я не испугался, — схитрил Медвежонок. — Я споткнулся. — И рассказал Зайцу, куда и зачем идет.

— А ты не боишься того, кто в речке живет? — удивился Заяц.

Медвежонок не знал, кто в речке живет, но ответил храбро:

— Не-ет, не боюсь.

Пришел Медвежонок на берег реки, заглянул в воду и увидел того, кто в речке живет. Испугался, но виду не подал, а скорчил ему страшную рожу.

Тот, в свою очередь, тоже скорчил рожу. И она была такая страшная, что Медвежонок не выдержал и пустился наутек.

Он бежал быстро, не оглядывался. Снова наступил на Зайца.

— Ты возьми большую палку и покажи ему, что у тебя есть большая палка, — посоветовал Заяц.

Медвежонок так и сделал.

Но у того, кто в речке живет, тоже была палка. Медвежонок замахнулся своей палкой. Тот, кто в речке живет, погрозил ему своей. И маленькому Медвежонку стало так страшно, что он помчался в лес, не разбирая дороги.

Остановился он, увидев Ежа. Сел и заплакал:

— Я боюсь того, кто в речке живет, и не могу перейти через речку на поляну. Я не нарву цветов маме.

— А ты пойди и улыбнись тому, кто в речке живет. Только улыбнись и все, — сказал Еж.

И снова Медвежонок пошел к реке. Здесь он наклонился и робко, приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.

И тот улыбнулся Медвежонку приветливо и ласково.

— Ура! — закричал Медвежонок. — Теперь мы будем с ним дружить! — и обрадованный перешел на другую сторону реки. Медвежонок возвращался домой с большим букетов цветов, пел веселую песенку.

— Он совсем не плохой, тот, кто в речке живет! — сказал Медвежонок Ежу. Помолчал немножко и спросил:

— Дедушка Еж, а кто живет в речке?

Еж рассмеялся.

— Ладно, я спрошу у мамы, — сказал Медвежонок.

 

Упражнение «Отражение в воде»

Упражнение выполняется в парах.

Психолог. Один из вас будет медвежонком, другой — тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

а) Медвежонок скорчил страшную рожу.
б) Медвежонок замахнулся своей палкой.
в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.

Вопросы ученикам:

— Кого увидел медвежонок в речке?
— Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся)?
— Что тебе было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
— Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке все отражается так же, как и в зеркале?

Психолог. Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. И наша злая, страшная рожа может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

 

Упражнение «Волшебное озеро»

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Психолог. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:

— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Психолог. Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность».

Как, по-вашему, звучит это слово?

Ответы детей: «Ласково», «Доброжелательно», «Как колокольчик», «Переливаясь», «Плавно», «Похоже на весеннюю капель», «По-дружески».

Психолог. Обратимся к Большому энциклопедическому словарю: «Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». А что, по-вашему, означает слово «толерантность»?

Учащиеся отвечают.

 

Упражнение «Я люблю тебя...»

Ученики садятся в круг.

Психолог. Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви... самому себе. Это нелегкая задача. В этом вам поможет зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, вы должны сказать «Я люблю тебя...», назвать свое имя и объяснить, почему вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

Не каждый ученик сможет выполнить это задание. Поэтому можно предложить более легкие варианты:

а) признаться себе в любви, отвернувшись от остальных участников;
б) признаться в любви «про себя».

Рефлексия:

— Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?
— Что вы при этом чувствовали?

 

Упражнение «Похвали себя и других»

Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая — внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

Психолог. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я...» — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Вера должна похвалить Сашу.

После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

Рефлексия:

— Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?
— Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?
— Легко ли было похвалить себя?

 

Ритуал прощания «Я желаю себе и другим...»

Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.

Вопросы ученикам:

— Что вы узнали о понятии «толерантность»?
— Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?