Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2002
МОСКВА


НОВОСТИ

МОСКВА

19 апреля 2002 года на факультете психологии успешно прошла защита докторской диссертации О.А. Карабановой на тему «Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции» (специальность 19.00.13 — психология развития, акмеология)

Диссертация явилась итогом многолетних теоретических и экспериментальных исследований автора, а также обобщением опыта психологического консультирования по проблемам развития и воспитания детей и подростков (более 90 случаев). Содержательно работа занимает пограничное положение между возрастной, педагогической и социальной психологией, гармонично сочетая теоретическую основательность с разработанностью конкретно-психологических рекомендаций.

Целью исследования явился анализ становления новой социальной ситуации развития ребенка после преодоления кризиса. Модельными выступили два возрастных периода — поступление ребенка в школу (начало младшего школьного возраста) и подростковый период.

Основными психологическими понятиями диссертации выступили социальная ситуация развития и ориентирующий образ.

Понятие социальная ситуация развития хорошо известно в среде психологов: своим истоком оно имеет культурно-историческую психологию Л.С. Выготского. При этом социальная ситуация, как отмечает автор, определяется многообразием социальных контекстов — семейного, образовательного, групп сверстников.

Понятие ориентирующий образ является новым для психологии. Автор диссертации — ученица и продолжатель дела П.Я. Гальперина — при разработке этого понятия опиралась на его учение. По ее мнению, ориентирующий образ выполняет функцию планирования и регуляции совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. В диссертации показана функциональная роль ориентирующего образа, выделено его психологическое содержание, описаны основные виды. Эти данные нашли непосредственное отражение в разработанной О.А. Карабановой модели коррекционной работы с детьми и подростками, испытывающими трудности в развитии.

Материалы диссертации могут быть использованы при проведении психологического консультирования. Автор убедительно проводит мысль о необходимости сообщения родителям полной и объективной информации об особенностях ребенка, включающей описание сильных и слабых сторон его развития. По мнению О.А. Карабановой, одной из первостепенных задач консультирования является изменение ошибочных родительских установок и стереотипов воспитания и формирование у родителей компетентности при решении педагогических задач.

В работе показано, в частности, что в младшем подростковом возрасте родители недопонимают важность эмоциональной близости с ребенком. Что касается старших подростков, то довольно часто имеет место неадекватное представление родителей о «взрослости» подростка, переоценка его реальных возможностей и, как следствие, выдвижение сверхтребований в отношении его моральной ответственности.

Работы, аналогичные данной, наглядно демонстрируют, какую помощь может оказать теоретическая психология практике. Социальная ситуация развития практической психологии такова, что она далеко не всегда отвечает предъявляемым к ней требованиям. Практическая психология только тогда займет подобающее ей место, когда будет ориентироваться не на вчерашний, а на сегодняшний день теоретической психологии. Поэтому исследования, подобные обсуждаемому, находятся в зоне ближайшего развития школьной практической психологии. Хочется надеяться на то, что результаты диссертации будут опубликованы и таким образом станут известны школьным психологам, а через них родителям и учителям.

 

Марина СТЕПАНОВА