Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2002
ВОТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК!


РЕПОРТАЖ

ВОТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК!

На протяжении месяца, каждый день — с 1 по 30 апреля — в Московском городском доме учителя проходил Московский педагогический марафон учебных предметов. Он был задуман Издательским домом «Первое сентября» как своеобразный праздник, на котором педагоги могли бы узнать много нового, встретиться с любимыми авторами, поделиться опытом, пообщаться с единомышленниками и просто отдохнуть.

Когда планировалось это мероприятие, организаторы думали, что каждый день в Дом учителя будет приходить человек 200. Каково же было удивление, когда на открывавший марафон День учителя русского языка пришло более 400 педагогов!

И дальше все покатилось как снежный ком: число участников марафона росло с каждым днем. Рекорды посещений побивались не один раз: на Дне учителя математики заполнили анкеты 954 участника, на Дне учителя английского языка — 1096, на Дне учителя начальной школы — 1370!

Наше мероприятие — День школьного психолога — практически завершало марафон. После был только заключительный День школьной администрации.

Поначалу наша редакция думала, что психологи перед майскими праздниками возьмут отгулы и, пользуясь прекрасной погодой, отправятся поближе к природе... Но не тут-то было! Количество пришедших превзошло все наши ожидания. Анкету при входе заполнили 1086 человек.

На День школьного психолога приехали специалисты не только из Москвы и Московской области, но и из Калининграда, Владимира, Санкт-Петербурга, Брянска и других городов. Особенно приятно было встретить среди гостей наших постоянных авторов, например Светлану Храмову из Коврова Владимирской области.

Программа Дня психолога была очень насыщенной. Мы учитывали и то, что у психологов-практиков и руководителей психологических служб могут быть разные интересы. Но, пожалуй, больше всего внимания было уделено практике. Для этого была привлечена ударная команда специалистов (большинство из которых — постоянные авторы или просто друзья «Школьного психолога»).

Среди победителей Всероссийского конкурса психодиагностических материалов, итоги которого подводились на Дне школьного психолога, были наши авторы Наталья и Михаил СемагоСреди победителей Всероссийского конкурса психодиагностических материалов, итоги которого подводились на Дне школьного психолога, были наши авторы Наталья и Михаил Семаго

В первой половине дня наши гости никак не могли определиться, куда же им пойти. А выбирать действительно было из чего! И часто на окончательное решение влияло наличие свободных мест в том или ином помещении.

В Большом зале проходило уникальное действо — демонстрация углубленной психологической диагностики младшего школьника. Диагностировались возможные трудности в обучении этого ребенка с последующим разбором результатов. Это мероприятие блестяще провела кандидат психологических наук Наталья Семаго. Уникальность этой работы заключалась в том, что по форме это была видеотрансляция в режиме реального времени. Наталья с обследуемым мальчиком и его мамой находилась в комнате за кулисами, а изображение при помощи видеокамеры транслировалось на большой экран, расположенный в зале. Таким образом более 250 человек (не всем из которых хватило сидячих мест) были свидетелями происходящего!

Параллельно в Малом зале проходил урок психологии, который проводил Андрей Милехин (победитель конкурсов «Учитель года-2001» Москвы, «Психолог года-2001» Москвы).

В Паркетном зале настоящие чудеса творила кандидат психологических наук Ольга Кардашина, проводившая мастер-класс «Групповая работа с трудными подростками. Методика построения позитивного образа».

К нашему удивлению, большой интерес вызвали и два серьезных мероприятия — диспут «Два взгляда на ребенка: со стороны нормы и со стороны патологии» (ведущие — главный редактор «Школьного психолога» Марк Сартан, кандидат психологических наук Марина Битянова и кандидат психологических наук Михаил Семаго) и круглый стол «Проблемы аттестации педагогов-психологов» (ведущая — Екатерина Бурмистрова). Выяснилось, что забытый в последнее время жанр публичного диспута оказался очень своевременным, поскольку, как известно, истина рождается именно в споре!

После небольшого перерыва, во время которого участники смогли приобрести специальную литературу, методические материалы и недостающие номера «Школьного психолога», мероприятия марафона возобновились.

Соучастники диагностического процесса остались в Большом зале, где Наталья Семаго отвечала на вопросы присутствующих и демонстрировала возможности использованных ею диагностических методик.

В Малом зале (который, кстати, оказался не так уж и мал) кандидат психологических наук Игорь Вачков проводил мастер-класс «Психологический тренинг в школе: задачи, возможности и ограничения».

По соседству, в Паркетном зале, проходил другой мастер-класс — «Технология психологической игры и ее применение в школьной практике», который проводил коллектив психологов под руководством Марины Битяновой.

Остается только восхищаться мужеством и профессионализмом этих замечательных специалистов, которые работали практически в экстремальных условиях при запредельном количестве участников!

Значительная часть психологов присутствовала на лекции доктора психологических наук Андрея Подольского «Современная психология и школьная проблематика» и круглом столе «Проблемы школьной психологической службы», который проводил Марк Сартан.

На третью, заключительную часть мероприятия остались самые стойкие. А их, как выяснилось, среди школьных психологов подавляющее большинство! Хотя выдержать марафон было не так-то просто. В перерыве я встретила лауреатов московского конкурса «Психолог-2002», которые, сидя на диванчике в холле, собирались с силами: готовились к посещению очередного мероприятия. А уж они-то точно прошли огонь, воду и даже медные трубы!

Но впереди их ожидали не менее интересные события. Большой зал был опять полон. На сцене проходила необычайно тонкая и ответственная работа — реальное психологическое консультирование, которое мастерски проводил Александр Шадура. Огромный зал буквально затаил дыхание, следя за происходящим на сцене негромким диалогом консультанта и его клиента.

Во время диспута многое становится ясным Во время диспута многое становится ясным

В Малом зале собрались в основном руководители психологических служб, которые внимательно слушали начальника отдела практической психологии и охраны здоровья Министерства образования РФ Игоря Каманова.

Почитатели замечательного психолога, доктора психологических наук Ирины Дубровиной собрались в Голубой гостиной. Авторский коллектив, которым руководит Ирина Владимировна, представлял созданную им серию школьных учебников по психологии.

Но больше всего мы удивились, войдя в Педагогическую гостиную, где нас ожидало несколько наиболее преданных читателей, которые предпочли встречу с любимой редакцией остальным мероприятиям. Спасибо им за это огромное!

В заключение выступил главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик, который поблагодарил наших гостей за участие в марафоне и пообещал, что подобные встречи станут хорошей традицией.

Как говорится, поживем — увидим...

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Фотографии Владимира СТРОКОВСКОГО

ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ

Участникам Дня школьного психолога было предложено поделиться своими впечатлениями о прошедшем мероприятии. Читать отзывы было очень приятно!

Подавляющее большинство психологов сказали немало теплых слов в адрес организаторов и ведущих:

Встреча, взаимодействие и общение в профессиональном кругу всегда дают возможность что-то дать и что-то взять.

Очень приятно, что марафон оказался не пустым славословием, а практически полезным мероприятием.

Работают профессионалы с высоким уровнем! Рада увидеть их лично.

Было интересно общаться с людьми умными, творческими, профессионалами своего дела.

Очень хорошее, замечательное мероприятие, собравшее вместе и профессионалов и начинающих специалистов.

День школьного психолога прошел для меня очень интересно. Общение с коллегами и профессионалами всегда полезно!

Очень понравилось все — от формы до содержания.

Не помню, кто из великих сказал: «Не стройте маленьких планов, ибо они не имеют свойства волновать кровь!» А кроме грандиозных планов необходимы соответствующие усилия. И вам сегодня это удалось!

По некоторым позициям мнения разделились. Кому-то показалось, что мероприятий было слишком много:

Трудно воспринять всю информацию в один день.

Для одного дня заявлена слишком большая программа. Хотелось бы 2—3 дня.

Были и противоположные пожелания:

Больше альтернатив!

Больше параллельно проходящих мастер-классов в более приспособленных помещениях!

Встречались и недовольные:

Головная боль, духота, ничего конкретного.

Впечатление не очень хорошее, слишком много народу!

Интересными были пожелания:

Очень понравилось участвовать в марафоне. Будет здорово, если такие встречи будут повторяться неоднократно!

Хотелось бы, чтобы возможность пообщаться с коллегами имела место хотя бы три раза в год. Пусть станут традиционными какие-нибудь «Осенние встречи», «Зимние посиделки» и «Весенние дебаты» — неважно, как они будут названы, но это необходимый минимум.

А в целом все хотели одного:

Побольше подобных мероприятий (и стульчиков)!

Большое спасибо всем!