Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2002
ЗОНА РЕАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ


ГИЛЬДИЯ

ЗОНА РЕАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Надо отвыкнуть размышлять над проблемами,
которые путем размышления решены быть не могут.
Бертольд Брехт

Трудно себе представить, что всего лет 15 назад школьной психологии как самостоятельной практической области не было. Проблемы же всегда были одни и те же: трудности обучения, конфликты, «отцы и дети», нежелание учиться, взаимоотношения со сверстниками и т.д. Плохо или хорошо, но как-то эти проблемы решались. Причем, что самое интересное, без всякого участия психолога. Сегодня маятник качнулся в другую сторону: в школе появился психолог, и груз всех нерешенных проблем обрушился на его (а чаще ее) хрупкие плечи. Далеко не всегда эти проблемы можно отнести к собственно психологическим.

 

НЕ ПАНАЦЕЯ

Школа в данном случае выступает моделью общества, а для современного массового сознания весьма характерна подмена всякого рода проблем психологическими.

Человек остался без работы, а ему вместо биржи труда рекомендуют обратиться к психологу. В семье не хватает средств на покупку нового холодильника — надо посоветоваться с психологом, как выйти из этой ситуации. Ребенок жалуется на частую головную боль, сонливость и т.п. — значит пора искать... правильно, психолога.

Неработающая мама, в прошлом троечница, с трудом освоившая школьную программу, а нынче занятая выбором «экологически чистых продуктов», чтением глянцевых журналов о здоровом образе жизни и просмотром бесконечных телесериалов, теряется в догадках, почему ее сына-пятиклассника так и тянет к компьютерным играм, а не к письменному столу. В конце концов в одном из журналов ей попадается на глаза статья о психологическом консультировании, и она переключается на поиск дорогого (а значит, хорошего) психолога, боясь продешевить и отдать свое чадо в руки непрофессионала.

Следует оговориться, что во всех этих случаях помощь психолога все-таки нужна, так как во всякой человеческой проблеме есть психологическая сторона. Нужно уметь поддержать супруга, родителя, на склоне лет потерявшего работу, посочувствовать уставшему к концу учебного года ребенку. Но это — психологическая поддержка, а не решение жизненной задачи, ибо поиск психологического выхода из непсихологической проблемы, увы, заводит в тупик.

 

ВЕЕР ПРОБЛЕМ

В школе же учитель учит, ученик учится, и большинство трудностей, связанных с этим процессом, являются психологическими. Большинство, но не все. Сегодня профессионализм школьного психолога заключается не только в постановке и решении психологических задач: нужно уметь отделять непсихологические проблемы от психологических. К сожалению, достаточно типичной является ситуация, когда психолог в школе оказывается перед необходимостью вникать в вопросы, находящиеся за пределами его компетенции.

В связи с этим мне хочется поделиться собственными соображениями об ограниченной роли психолога в образовании и определить круг тех проблем, которые не решаются только психологическими средствами.

С самого начала работы в школе мне пришлось столкнуться с таким веером разнообразных проблем, что я была вынуждена разделить их на первостепенные, требующие быстрого решения, и второстепенные, которые могут подождать. Однако довольно быстро стало очевидно, что времени на решение второстепенных задач вообще не остается, а число «срочных» при этом не уменьшается.

Возникла потребность разобраться, что же из себя представляют проблемы первой группы. Может быть, они не такие уж важные и их можно перевести во вторую группу?

Понятие школьная проблема не тождественно понятию психологическая проблема. Среди большого числа задач, поставленных школьной практикой, необходимо вычленить те, которыми может и должен заниматься психолог.

Уже тогда мне удалось выделить три группы непсихологических проблем: медицинские, нравственные и семейные. С того времени прошло более трех лет. Сегодня же можно оглянуться назад и посмотреть, что же стало с детьми, которые тогда попали в поле зрения психолога.

 

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Результаты психологического обследования ребенка, длительное наблюдение за ним на уроках, анализ его письменных работ иногда позволяют заподозрить наличие нарушения в психическом развитии. В этом случае целесообразно побеседовать с родителями и посоветовать им обратиться за медицинской помощью. Опытный психолог способен заметить признаки психической патологии, но он не имеет права (ни человеческого, ни профессионального — в силу отсутствия медицинского образования) ставить диагноз и тем более делать прогноз развития.

Среди наиболее часто встречающихся осложнений, имеющих в том числе и медицинские основания, — стойкая неуспеваемость, неадекватное поведение и нарушения общения.

Причины школьной неуспеваемости настолько разнообразны, что некорректно давать общие рекомендации по ее устранению. Перед психологом стоит профессиональная задача — отличить ленивого, нерадивого школьника от школьника, который не справляется с программой в силу каких-то иных обстоятельств.

Разные группы детей (соматически ослабленные, с отклонениями в познавательной сфере, имеющие выраженные или скрытые личностные проблемы) обнаруживают сходную картину неуспехов в учебной деятельности. Такие школьники, безусловно, нуждаются в помощи психолога, но помощь должна быть разной по объему и содержанию в зависимости от медицинского заключения. В то же время абсолютно иного отношения взрослых требует к себе ребенок, отлынивающий от уроков, не выполняющий домашние задания, а может быть, и вовсе прогуливающий уроки.

В последнее время увеличилось число детей, испытывающих трудности в общении. Подчас нелегко выяснить, что скрывается за выявленными отклонениями — особенности воспитания или тщательно скрываемый диагноз. Достаточно часто имеет место сочетание болезненных проявлений с обусловленными ими особенностями поведения.

 

Пример из практики

Таня С. — 12 лет, ученица пятого класса, в школу пошла с опозданием на год. У нее открытое, улыбающееся лицо. Эмоциональна, неуравновешенна, на неудачи реагирует плачем. Школьные успехи средние, учится неровно, очень переживает, если что-то не получается. Среди письменных работ по литературе встречаются неадекватные (например, содержание изложения не соответствует прочитанному тексту). Много и хорошо рисует, лепит из глины, играет на пианино — все это она делает с удовольствием.

Девочка любит театр, сочиняет стихи, которые очень эмоционально читает. Таким образом, можно говорить о разносторонних творческих способностях ребенка. Таня стремится к общению с одноклассниками, но с трудом вступает с ними в контакт. Ребята относятся к Тане настороженно, так как, по их мнению, она странно себя ведет — отвечает невпопад, порой уклоняется от ответа.

Таня живет в полной семье — с мамой, папой и бабушкой. Основное время девочка проводит с бабушкой, которую очень любит. Переживает из-за плохих отметок, так как не хочет огорчать бабушку. По мнению учителей, и девочка, и ее родители производят «странное впечатление», хотя их поведение вполне социально.

Возникает вопрос: особенности поведения ребенка объясняются ее воспитанием в семье или являются следствием какого-то скрытого заболевания? То, что девочка нуждается в помощи по установлению контакта с окружающими, — факт бесспорный. Однако нарушения общения могут быть обусловлены разными причинами. Возможно, что в этом случае необходимо вмешательство врачей — психиатра, невропатолога.

Бабушка, осознавая наличие проблемы, делает все возможное, чтобы ее замаскировать.

Проходит три года. Девочка с большим трудом заканчивает 8-й класс. Все увлечения остались в прошлом, так как времени едва хватает на то, чтобы выполнить домашние задания. Таня заметно отстает в физическом развитии от одноклассников (напоминаю, что она старше их на год). По-прежнему эмоционально неустойчива, плачет при неудачах, которые предвидит заранее. Очень медлительна, поэтому не справляется с письменными классными работами. В классе Таня одинока: сидит за партой одна, никто из одноклассников не только не разговаривает с ней, но и не замечает ее (может задеть и пройти мимо). На экскурсиях держится поближе к учителям. Недавно ездила во Францию (вместе с другими учащимися школы), и, не войдя ни в одну из компаний сверстников, оказалась под опекой десятиклассницы.

Таня осознает свое одиночество и сильно переживает по этому поводу.

В жизни девочки произошли большие перемены: умерла бабушка, и Таня стала более самостоятельной. Мама активно помогает ей в учебе, но не видит (или не хочет видеть) ее проблемы, а папа, художник, редко бывает дома и мало вникает в ситуацию.

Создается впечатление (в достоверности которого психолог никогда не может быть уверен), что в данном случае имеют место некоторые отклонения от психической нормы, лежащие в сфере компетенции медиков.

К сожалению, в данном случае приходится признать, что сдвинуться с мертвой точки не удалось, — проблема лишь усугубляется. При этом следует отдать должное учителям, которые с пониманием относятся к девочке и считаются с ее особенностями (например, дают возможность доделать дома классные задания).

Таким образом, обозначен один круг проблем — медицинских, которые лежат вне компетенции школьного психолога. Если ему не удается убедить родителей проконсультироваться у врача по поводу поведения ребенка, то, по крайней мере, следует объяснить педагогам, что нарушения в поведении того или иного школьника могут быть связаны с заболеванием его нервной системы, а не являются следствием распущенности или неусидчивости.

 

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В повседневной школьной жизни приходится регулярно сталкиваться с необходимостью решения нравственных вопросов. Вмешательство психолога в данном случае, безусловно, крайне желательно, но опять же следует подчеркнуть, что психолог в принципе не может решить что-либо за кого-то — свои проблемы в любом возрасте человек должен решать сам.

Способность ребенка достойно вести себя в непростой ситуации закладывается в раннем детстве в семье. Наивно думать, что советы психолога помогут безнравственному человеку стать нравственным. Другое дело, что личность ребенка еще не сформировалась, и что-то, весьма вероятно, просто ускользает от внимания родителей. Решение этических проблем будет продуктивнее при взаимопонимании учителя, родителей и психолога.

 

Пример из практики

Саша П. — 14 лет, хорошо успевающий, гуманитарно ориентированный ученик 9-го класса, много читает, увлекается плаванием. Плохо контактирует с одноклассниками, которые не желают с ним общаться. Это нашло подтверждение в результатах социометрического обследования.

Свои обиды Саша вымещает на детях более младшего возраста — он может их ударить и т.д. В последний раз ударил коленом по голове пятиклассника. Своей вины не видит, так как считает, что давал сдачи обидчику.

В разговоре с мальчиком бросается в глаза холодное, равнодушное отношение к окружающим, в том числе и к близким людям. Мама уделяет сыну много внимания, но видно, что делает она это только из чувства долга: маму с сыном не связывают по-настоящему теплые дружеские чувства. Папа много работает, сына практически не видит, и мера его участия в воспитании ребенка непонятна.

Беседа с мальчиком и его мамой никаких ощутимых результатов не дала. По мнению мамы, ее сын интеллектуально на голову выше одноклассников (он действительно знает значительно больше многих), и ему неинтересно и даже зазорно с ними общаться. Все то, что волнует современную молодежь, далеко от ее сына. Он слушает только классическую музыку и читает классическую литературу, ему не о чем говорить со сверстниками. Сам Саша также считает себя выше всех одноклассников.

Как помочь мальчику найти себя в коллективе сверстников? Попутно отметим, что перед мамой мальчика такая задача до недавнего времени просто не стояла, она не видела в этом никакой необходимости.

Даже поверхностный взгляд на ситуацию позволяет обнаружить в ней не столько психологическую, сколько нравственную сторону. Дело заключается не в том, что мальчик не может общаться с ребятами, — он просто не хочет этого. Вина за такое положение мальчика в классе полностью ложится на мамины плечи. Какую бы работу ни проводил психолог с учителями и детьми из класса, ситуация не изменится до тех пор, пока не изменятся мальчик и его мама. Ситуация нравственная оказывается ситуацией личностного выбора, который каждый человек делает сам.

Что может сделать психолог в данном случае? Очень мало. Можно еще раз поговорить с мамой, но понятно, что перевоспитывать взрослого человека — занятие неблагодарное.

Действенным средством могла бы стать беседа психолога с мальчиком. Можно было бы показать уязвимость его позиции: среди окружающих всегда найдется тот, кто сильнее и умнее его, и рано или поздно он окажется в положении слабого. Хотя, естественно, рассчитывать на быстрые изменения личности мальчика не приходится. Тем более что непонятно, готова ли мама вместе с сыном повернуться лицом к его одноклассникам.

В прошлом году мальчик блестяще закончил школу и поступил в вуз. При обучении в 10—11-м классах никаких принципиальных изменений в его поведении обнаружить не удалось. Он стал немного помягче в общении с одноклассниками, но это касалось исключительно формы, а не содержательной стороны контактов. У Саши осталось высокомерное отношение к окружающим. Объективные основания для такого поведения были: победы в олимпиадах, успехи в школе и т.п.

Хочется надеяться, что общение со студентами поможет ему справиться с амбициями и научиться взаимодействовать с людьми, замечая не только их слабости, но и достоинства.

Интересно отметить, что сейчас в 10-м классе учится интеллектуально одаренный мальчик, занимающий иную позицию по отношению к одноклассникам. Он никоим образом не выделяет себя, всегда готов прийти на помощь окружающим.

 

СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Взрослые часто ошибочно думают, что дети не понимают смысла происходящих в семье событий. На самом деле, ребенок как губка впитывает все происходящее в доме, и потому семейные дела отражаются на его настроении и учебе. Когда дома что-то не ладится, ребенок становится особенно чувствителен к непониманию со стороны учителей и одноклассников. Он легко раздражается и обижается. От взрослых в данном случае требуется немного: поддержать ребенка. Иногда может быть полезна беседа с родителями (но не всегда, многое зависит от содержания проблемы), в которой можно показать, что следует знать ребенку, а что лучше от него скрыть.

В последнее время часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда папа зарабатывает деньги, а мама не работает. В этом случае родители мало общаются друг с другом и с ребенком, в результате чего между членами семьи возникает отчуждение. Школьный психолог не может изменить отношения между супругами. Конечно, при желании мама с папой могут обратиться в семейную консультацию, и тогда уже возможны какие-то сдвиги в семейной ситуации.

Что же делать психологу в школе? Он способен поддержать ребенка, показать ему, как адаптироваться среди сверстников, но изменить его отношение к миру, помочь справиться с чувством одиночества, увы, он не в силах. Особенно остро все это переживают подростки, родителям которых хочется сказать: решайте свои проблемы быстрее, не испытывайте терпение детей.

К сожалению, довольно распространенной сейчас стала неполная семья или семья, в которой ребенок живет с мамой и отчимом.

 

Пример из практики

В недалеком прошлом эта семья состояла из пяти человек: матери, отца и троих детей (двух школьников и дошкольника). Отец трагически погиб в автокатастрофе. Семья из обеспеченной довольно быстро превратилась в малообеспеченную, мама вынуждена была пойти работать.

Большие изменения произошли со старшим ребенком — девочкой 14 лет. При жизни отца девочка очень его боялась. Он, по словам матери, был довольно жестким человеком, не терпел проявлений слабости духа и требовал от детей полного повиновения. Девочка тогда не решалась лишний раз выйти из комнаты. После гибели отца девочка стала чувствовать себя... лучше. Ей теперь стало некого бояться. Она, правда, как была, так и осталась замкнутой.

Мама обратилась за советом: как ей общаться с дочкой? Как установить с ней добрые отношения, сделать ее младшей подругой? Какое отношение к памяти покойного отца воспитывать у дочери? Какое — у двух других детей, которые не вспоминают о нем? Согласитесь, ситуация непростая. Мама оказалась умным человеком, способным признать ее двойственность. Хотелось надеяться, что она справится со сложными — безусловно, нравственными — семейными проблемами.

Приятно сознавать, что по прошествии трех лет ситуация в семье изменилась в лучшую сторону. В этом году девочка заканчивает школу. Она комфортно себя чувствует, ее замкнутый характер не мешает ей в установлении добрых отношений с одноклассниками. Класс, в котором учится девочка, неоднороден, но она смогла вписаться в компанию близких ей по интересам ребят. При этом девочка достаточно принципиальна и независима в суждениях и поведении. Брат (моложе ее на год), — ученик 10-го класса нашей школы. Сразу после трагедии (тогда он был шестиклассником) мальчик чувствовал себя очень подавленным, мало общался с одноклассниками, за исключением близких друзей. Сейчас, глядя на высокого улыбчивого молодого человека, трудно поверить, какие испытания выпали на его долю.

В данном случае можно только удивляться мудрости и мужеству женщины, справившейся с навалившимся горем и выбравшей верную (как показала практика) стратегию в отношениях со своими детьми.

В чем же заключается роль психолога в аналогичной ситуации? Он может вместе с мамой (папой, бабушкой) выявить те проблемы, которые не сразу бросаются в глаза. Следует подчеркнуть, что психолог именно выявляет проблемы, но не решает их за человека. Например, в описанном выше случае мама боялась признаться себе в непростом отношении детей к погибшему отцу. Только в ходе беседы она нашла в себе силы признать, что ее муж, будучи человеком сильным, волевым, порядочным, был слишком прямолинейным, властолюбивым, оказывающим на детей давление.

 

ПРОНИКАЯ ВО ВСЕ СФЕРЫ

Все выделенные выше проблемы лишь условно могут быть отнесены к той или иной категории. Особенно это касается семейных и нравственных проблем. Любая сложная семейная ситуация обязательно затрагивает личность ребенка. В то же время поиск причин некрасивого поступка ребенка приводит нас, как правило, в семью.

Тем не менее для удобства анализа проблемы допустимо ее отнесение к той или иной категории. Если ребенок ведет себя некорректно со своими сверстниками, то, условно, это — нравственная проблема, если приходит мама с просьбой «войти в семейную ситуацию», — семейная.

Вне поля зрения остался целый пласт проблем — социальных по своей природе. К ним относятся наркомания, рост преступности, падение уровня жизни некоторых групп населения, влияние средств массовой информации на развитие детей и т.д. Как писали классики, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Эти проблемы существуют объективно, независимо от нашего к ним отношения. С ними необходимо считаться. И как всякие человеческие проблемы, они имеют психологические аспекты, но это — предмет специального разговора. А пока приходится признать, что психология действительно проникает во все сферы современной жизни, но оказывается способной реально преобразовывать лишь некоторые из них.

 

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог гимназии № 1541,
г. Москва