Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2002


АРСЕНАЛ

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Под ред. В.И. Панова М.-Ярославль, 2001

Под ред. В.И. Панова М.-Ярославль, 2001

Эта книга вполне может затеряться среди большого числа изданных в последнее время книг по проблеме одаренности. Будет обидно, если выпущенная тиражом всего в 500 экземпляров, она попадет в руки лишь узких специалистов, занятых разработкой теоретических основ одаренности.

издание содержит материалы российской конференции «Одаренные дети: теория и практика», проходившей в Москве в марте 2001 года. Это — дополнительный выпуск, в котором опубликованы выступления, по каким-либо причинам не вошедшие в основной сборник.

Конференция имела рабочий характер: ее участники пытались соотнести основные понятия, которые используются в теории одаренности, и рассмотреть различные подходы к работе с одаренными детьми и подростками. Авторы книги делятся своим опытом работы с одаренными детьми, поэтому содержание статей не повторяется и знакомство с каждой статьей не только интересно, но и полезно.

Все выступления условно могут быть разделены на две группы — теоретические и практические.

В статьях, имеющих теоретическую направленность, анализируются возможные подходы к диагностике одаренности, разводятся такие понятия, как одаренность и творчество, предлагаются различные периодизации процесса развития одаренности и т.п.

Практически ориентированные статьи содержат интересный материал о том, как и по каким программам проводится работа с одаренными детьми в массовой школе, какова роль в этом процессе школьного психолога и др.

Книга носит открытый характер. Авторы рассказывают о своем понимании проблемы детской одаренности. Многие идеи, высказанные учеными и практиками, отличаются оригинальностью и даже смелостью. Например, В.С. Юркевич вместо традиционных форм работы с одаренными школьниками, которые обычно направлены на интенсификацию их познавательной деятельности или на углубление учебного материала, предлагает метод развивающего дискомфорта. Этот метод предполагает формирование у школьников навыков активного действия в ситуациях повышенной трудности или временной неудачи.

Можно соглашаться или нет с авторскими подходами, но знать психологам об их существовании весьма желательно. Особенно интересна статья, посвященная методу проектов, в свое время забытому, а ныне возродившемуся. Каким требованиям должна отвечать проектная деятельность учащихся, какие общеучебные и специфические умения формируются в рамках проектной деятельности — эти и другие вопросы обсуждаются в выступлении на соответствующую тему.

Материалы конференции будут интересны всем практическим психологам образования, независимо от опыта работы и типа учебного учреждения. Опытному школьному психологу, хорошо знакомому с отечественными подходами к проблеме одаренности, книга напомнит об известных, но, может быть, забытых фактах и положениях, а начинающему поможет сориентироваться в большом числе существующих в науке направлений.

Марина СТЕПАНОВА