Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

КТО Я?

Заканчиваем публикацию цикла статей Ольги ХУХЛАЕВОЙ.
См. №№ 40, 41, 46, 2001 г., №№ 6,10, 11, 19, 2002 г.

 

РАСШИРЕНИЕ РОЛЕВОГО РЕПЕРТУАРА ДЕТЕЙ

 

Ролевая гимнастика

Цель — расширять ролевой репертуар и ролевую гибкость детей, содействовать развитию спонтанности, облегчать проявление чувства гнева.

Ведущий и ребенок по очереди принимают роли различных животных: больших и трусливых, маленьких и смелых, например: смелой мышки и трусливого льва, смелого воробья и трусливого орла.

Ребенок учится принимать роли различных страшных персонажей. Поначалу это проводится с помощью образца — рисунка страшного персонажа. После некоторой тренировки ребенок сам загадывает того или иного персонажа, изображает его, а взрослый старается угадать, кого загадал ребенок. При этом взрослый всячески побуждает ребенка проявлять агрессию от имени персонажей, то есть произносить «страшным» голосом реплики типа: «Сейчас я вас съем» и т.п.

 

Мимическая гимнастика

Цель — содействовать развитию спонтанности.

Для выполнения этого упражнения необходимо зеркало.

Ребенок смотрит на себя в зеркало, взрослый просит его показать те или иные чувства: страх, гнев, обиду, злость, презрение, любовь.

 

Чувство — ситуация

Цель — расширять ролевой репертуар и ролевую гибкость детей.

Ребенок и ведущий по очереди загадывают то или иное чувство и изображают его с помощью мимики и жестов. Соответственно, ребенок и ведущий по очереди отгадывают чувство и ситуацию, в которой оно чаще всего встречается.

 

Пример

Ира, 9 лет (сильные социальные страхи, повышенная тревожность)

Отгадывает задуманное ведущим чувство страха и описывает ситуацию: «Ты боишься неправильно решить задачу или плохо выполнить контрольную работу».

 

Плохой — хороший ученик

Цель — содействовать проявлению истинных чувств ребенка.

Ведущий создает незнакомую для ребенка ситуацию: он на время становится плохим учеником (плохим мальчиком или плохой девочкой).

 

Один день из жизни плохого (хорошего) мальчика (девочки)

Цель — содействовать проявлению истинных чувств ребенка

Ребенку предоставляется возможность проживания незнакомой ситуации (плохого сына или дочери). Ребенок сам выбирает, какого ребенка он будет изображать сначала. Затем он ложится на стулья (спит), просыпается, идет в школу, возвращается, ложится спать. Ведущий при этом помогает наполнить каждый временной отрезок своим содержанием, играет роли мамы, учительницы, папы и т.п., стимулирует (по необходимости) проявление агрессии.

 

Школа плохих привычек

Цель — содействовать проявлению истинных чувств ребенка, предоставить ему возможность проживания незнакомой ситуации.

Ведущий предлагает ребенку поиграть в школу плохих привычек. Игра начинается с того, что ребенок выбирает животных на роли директора и учителя этой школы (обычно это бывают волк, лиса, медведь), озвучивает их. Например, директор может сказать: «Давайте поставим синяк кому-нибудь».

Далее идет урок, на котором обсуждается, что такое плохие привычки. Выясняется, что плохие привычки — это поступки, которые неприятны другим. Затем ребенок с помощью взрослого называет и по возможности показывает плохие привычки, а потом рисует их.

 

Пример

Ира, 9 лет (сильные социальные страхи, повышенная тревожность)

Учитель-лиса ударяет завуча и кричит: «Директор, давайте поцелуемся и поставим синяк».

 

Непослушные подушки

Цель — предоставление ребенку возможности получения незнакомого опыта.

Ведущий рассказывает ребенку о том, что в кабинете появились непослушные подушки. Если ими кидаться друг в друга, они произносят непослушные слова, например: «Не хочу учиться», «Не буду» и т.п.

Затем ведущий предлагает ребенку поиграть в такие подушки. Здесь особенно важно, чтобы непослушные слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

 

Пример

Ира, 9 лет (сильные социальные страхи, повышенная тревожность)

Долго отказывалась произносить непослушные слова, потом наконец прошептала: «Не хочу заниматься».

 

Обезьянки

Цель — содействовать развитию спонтанности.

Ведущий предлагает ребенку поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Затем ведущий начинает кривляться, а ребенок повторяет его движения. Потом кривляется ребенок — ведущий повторяет.

Смену позиций можно провести несколько раз, при этом кривлянья осуществляются сначала только лицом, потом — лицом и телом, голосом, дыханием.

 

Мама и непослушный сынок

Цель — облегчение выражения гнева.

Ведущий предлагает разыграть один день из жизни мамы и непослушного сына (дочери).

 

Пример

Витя, 8 лет (абсолютный запрет на проявление агрессии)

С удовольствием включается в игру и, разыгравшись, кричит мне (сыночку): «Уходи, ты балуешься. Я прогоню тебя. Не люблю тебя. Ненавижу».

 

Давай все пачкать

Цель — способствовать расширению ролевого репертуара

Ведущий просит ребенка придумать как можно больше способов испачкать школьную тетрадку (положить на нее пирожок, вытереть грязные руки и т.п.). Для того чтобы придать упражнению игровой характер, взрослый и ребенок могут придумывать свои варианты по очереди.

При повторении упражнения можно придумать, как за 5 минут навести самый большой беспорядок в комнате, а затем нарисовать придуманное.

 

ОСОЗНАНИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ

 

Я хочу — они хотят — я поступаю

Цель — способствовать осознанию мотивов поведения.

Взрослый задает ту или иную значимую для ребенка ситуацию, например: «Пришло время ложиться спать» или «Нужно решить, в какой одежде сегодня ты пойдешь в школу». На полу раскладываются три листа бумаги, на одном написано крупными буквами «Я хочу», на другом — «Они хотят», на третьем — «Я поступаю». Ребенок поочередно становится на каждый из листов и говорит, чего он хочет в этой ситуации, чего хотят от него другие (мама, учительница) и как он поступает на самом деле.

 

А как ты считаешь?

Цель — содействовать осознанию ценности собственного мнения ребенка

Для игры необходимо заранее напечатать на листочках бумаги различные проблемные ситуации, значимые для детей данного возраста. На обратной стороне листочков должны быть написаны слова: «А как ты считаешь?» Ведущий и ребенок по очереди вытягивают листочки, читают ситуации и высказывают свое мнение по поводу решения данной проблемной ситуации. Необходимо, чтобы ребенок осознал, что его мнение имеет ценность.

 

Я решаю — я не решаю

Цель — содействие осознанию значимости собственного выбора.

Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком, заканчивая каждый раз по два предложения: «Я решаю сам...», «Я не решаю...»

 

Пример

Витя, 8 лет (социальная незрелость, социальные страхи, ревность к младшему брату)

— Это трудно. Сам решаю, когда в компьютер играть. Я не решаю, когда уроки делать.
— Хотел бы больше решать сам?
— Нет, хотел бы, чтобы говорили.

 

УСИЛЕНИЕ «Я»

 

Кто ты?

Цель — способствовать развитию рефлексии.

Для проведения упражнения необходим ассистент.

Ребенок и ассистент становятся около стены. Ведущий кидает мячик по очереди ребенку и ассистенту и задает вопрос: «Кто ты?» Тот, кто получил мячик, должен быстро ответить на вопрос и сделать шаг вперед. Например, я — ученик, сын, личность и т.п. Если быстро ответить не удается, получивший мяч остается на месте. В конце игры определяется, кому — ребенку или ассистенту — удалось продвинуться дальше.

 

Пряничная куколка

Цель — содействовать развитию положительного образа «Я».

Ребенок ложится на матрасик. Взрослый «замешивает тесто», то есть сначала поглаживает тело ребенка, а затем в тесто добавляет различные качества и характеристики (по желанию ребенка): красоту, ум, умение дружить и т.п.

После этого ведущий приступает к лепке «куколки»: легкими поглаживающими движениями лепит ручки, ножки, тело, голову, приговаривая при этом, например: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше».

Когда «куколка» будет готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами: «Куколка, живи». Затем предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук