Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2002
НОВОРОССИЙСК


НОВОСТИ

НОВОРОССИЙСК
(КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ)

27—28 марта произошло примечательное событие, которое стимулировало объединение педагогов-
психологов системы начального профессионального образования (НПО) Краснодарского края

На базе профессионального лицея № 4 «Строитель» г. Новороссийска состоялся научно-практический семинар «Основные направления деятельности психологической службы ОУ НПО в рамках федеральной программы модернизации образования». Организаторами этого мероприятия стал Департамент образования и науки Краснодарского края.

На семинар были приглашены педагоги-психологи профессиональных училищ края (всего 20 специалистов).

Собравшиеся обсудили важность наличия психологической службы в профессиональных училищах и необходимость их объединения в одну команду для обеспечения более эффективной деятельности.

Педагог-психолог профессионального лицея «Строитель» В.Н. Рудник первым поставил вопрос об объединении и рассказал коллегам о формах и методах своей психологической практики. Он не только привлек общее внимание к этой проблеме, но и заставил каждого задуматься над вопросами: «Зачем нужен психолог в училище? Какие должны быть у него отношения с коллективом?»

В.Н. Рудник рассказал о том, как можно организовать работу психологической службы, о методах психодиагностики, которые он использует в своей работе. Виктор Николаевич уже 10 лет работает психологом в системе начального профессионального образования. За время работы он накопил большой банк компьютерных психодиагностических методик, разработал множество программ самосовершенствования личности учащихся лицея. Он познакомил участников семинара с программами факультативных курсов «Основы конструктивного обобщения» и «Моя профессиональная карьера».

Все участники в перерыве смогли ознакомиться с выставкой литературы и методическими разработками В.Н. Рудника, посетили кабинеты психолога: их в училище два, один — для групповой работы, другой — для консультирования.

Затем выступила Наталия Кулишова, психолог ГОУ ПУ-46, с рассказом о том, каким образом построена модель социально-психологической службы в Староминском ПУ-46. Н. Кулишова ознакомила собравшихся с разработанными ею программами занятий клуба неформального общения «Контакт», а также с программой «Сотвори свое будущее сам», рассказала коллегам об индивидуальных картах учащихся.

Такая карта заполняется пошагово. Данные для ее заполнения берутся из разных источников: из наблюдений и бесед с учащимися и педагогами, из документов (журналов, личных дел и т.д.). Туда также заносятся результаты тестирования, анкетных опросов, бесед и др.

Индивидуальная карта заполняется несколькими специалистами: классным руководителем, психологом, социальным педагогом, фельдшером. А зафиксированные в ней результаты обсуждаются на методическом объединении классных руководителей. Достижения каждого подростка сравниваются только с его прошлыми результатами, а не с достижениями других учащихся.

На следующий день участники семинара посетили открытое занятие в группе № 48 первого курса, проведенное психологом В.Н Рудником. Тема занятия заинтересовала учащихся — «Для чего люди общаются?».

Затем участники продолжили работу за круглым столом.

Далее выступила психолог из г. Армавира С.Н. Дружинина с сообщением о том, какие методики диагностики и развивающие программы она использует в своей работе.

Участники заслушали также выступление психолога из г. Краснодара Л.Б. Сулимовой. Она рассказала коллегам, какими методиками пользуется при работе с учащимися, склонными к различным зависимостям.

После этого слово было предоставлено начальнику отдела организации деятельности ОУ НПО Департамента образования и науки Краснодарского края Е.В. Пермякову. Он посоветовал участникам семинара, как лучше организовать работу психологической службы в училище. Пожелал им обратить особое внимание на проведение диагностического минимума с учащимися первого курса и на работу факультативных курсов. Из его выступления мы узнали, что в крае работают 63 профессиональных училища, но должность психолога есть лишь в 27.

А.П. Резник, специалист отдела организации воспитательной работы Департамента образования и науки Краснодарского края, выступил по вопросу аттестации педагогов-психологов и возможности повышения квалификации.

Затем за круглым столом была обсуждена проблема профессионального самоопределения и профориентации учащихся профессиональных училищ. Психологи обменялись опытом работы по данному вопросу.

При подведении итогов семинара главный методист УМК НПО Т.Л. Синческул предложила реализовать комплекс мер: создать инициативную группу координаторов, которые намечали бы планы работы таких семинаров, как этот, и в других регионах Краснодарского края; создать совет психологов НПО; создать методическую базу в методическом кабинете ОУ НПО Департамента образования и науки Краснодарского края; улучшить материальную базу психологической службы каждого училища; продолжить обмен опытом между психологами края.

На этом научно-практический семинар был закрыт, и каждый с новыми силами отправился в родное училище, чтобы быстрее воплотить в жизнь новые идеи.

На мой взгляд, этот первый «блин» не был комом, два дня работы семинара пролетели быстро. Каждый узнал что-то новое для себя. Главное — здесь была атмосфера радости общения с коллегами и интересными людьми.

Мне хотелось через газету «Школьный психолог» поблагодарить за теплый прием весь педагогический коллектив профессионального лицея «Строитель» г. Новороссийска, взявший на себя роль «первооткрывателей». Отдельно я бы отметила психолога лицея В.Н. Рудника. Это прекрасный, удивительный человек, профессионал, любящий свое дело, детей, и у него есть чему поучиться практическим психологам. Я надеюсь, что психологи системы НПО объединятся и в других регионах России!

 

Наталия КУЛИШОВА,
психолог ГОУ ПУ-46,
ст. Староминская,
Краснодарский край