Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ксензова Г.Ю. М.: Педагогическое общество России, 2001

Ксензова Г.Ю. М.: Педагогическое общество России, 2001

Во «Введении» автор отмечает, что «читатель получит возможность свободно ориентироваться в существующих психолого-педагогических технологиях обучения». Возникает надежда, что наконец-то удастся разобраться в новых образовательных технологиях, а может быть, и применить их в родной школе.

Данное пособие хорошо структурировано, что значительно облегчает знакомство с ним. Сначала автор вводит понятие педагогические технологии, а затем подробно описывает объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные технологии, а также технологии развивающего обучения.

К числу несомненных достоинств книги следует отнести описание теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова и личностно-ориентированных технологий обучения.

Однако даже после внимательного прочтения остается неясным, а как соотносятся между собой личностно-ориентированная и развивающая технологии. По мнению автора, переход массовой школы от авторитарной (традиционной) системы обучения к адаптивной проходит в два этапа: на первом этапе внедряются личностно-ориентированные технологии обучения, а на втором осуществляется перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности. Напомню, что, с точки зрения одного из создателей личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской, личностно-ориентированное образование является и развивающим.

И что такое адаптивная школа? Модель адаптивной школы создана московским педагогом Е.А. Ямбургом, имя которого на страницах издания даже не упоминается.

На самом деле вопросы возникают с первых страниц издания. Трудно не согласиться с озабоченностью автора состоянием современного образования. Однако насколько правомерно говорить о глобальном кризисе образования во всех странах мира?

Действительно, традиционное обучение имеет много недостатков, и его направленность на формирование знаний, умений и навыков вполне обоснованно критикуется. Но уж как-то слишком резко звучит замечание об агрессивно-репрессивной среде в традиционной школе.

Автор абсолютно справедливо указывает на подмену при традиционном обучении внутренней мотивации внешним стимулированием. При этом под внутренней мотивацией понимаются «приятные эмоции, связанные с удовлетворением от работы, ощущением собственной компетентности и т.д.».

Говоря о преимуществах новых психолого-педагогических технологий, автор противопоставляет «малоэффективный вербальный способ передачи знаний системно-деятельностному подходу».

Подобных противоречий в книге немало.

Также обращает на себя внимание слишком большая вера автора в собственные возможности. В книге утверждается, что мировое сообщество ждет от российской педагогической интеллигенции уникальной модели образования, которая позволила бы объединить в себе технологии процесса обучения с глубокой духовностью русской культуры.

Автор книги смело предлагает провести поистине революционные преобразования и разрушить традиционную схему урока, заменив его новым способом организации учебного процесса — учебным занятием.

Следует ли читать эту книгу или нет — пусть каждый практический психолог решает сам. Очевидно одно: она побуждает к поиску ответов на вопросы, поставленные автором. При этом нужно иметь в виду, что извлечь из нее какие-либо практические советы вряд ли удастся.

 

Марина СТЕПАНОВА