Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002
 

НЕОЖИДАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Давайте договоримся сразу: можно быть специалистом в педагогике или психологии, но нельзя быть специалистом в давании советов. Задача специалиста иная: поставить проблему, раскрыть ее так, чтобы мы все вместе начали думать над ней и решать ее. Вместе! Потому что воспитание детей — наша коллективная специальность. И никакие институты, никакие книги не помогут нам до тех пор, пока мы сами не начнем воспитывать главное — «Я» нашего ребенка.

Разговор о детях — это прежде всего разговор о нас с вами. Да, именно о нас и о наших детях, а не наоборот. Ведь наши дети — это мы с вами, это наше повторение, как говорится, на более высоком уровне. Мы любим в них то, что нам нравится в нас самих. Изредка — то, чего в нас нет, но о чем мы всю жизнь мечтали и хотели иметь. И мы никогда не любим в наших детях того, чего не терпим в самих себе, того, что нам мешает и не устраивает нас. Хотим мы этого или не хотим, но мы творим детей. Осознанно или неосознанно, но мы создаем их по своему образу и подобию — в соответствии с тем, как оцениваем себя, как относимся к себе. В соответствии с нашим представлением о себе.

Искусство воспитания — уникальный, индивидуальный, сложный и неповторимый процесс. Творчество — противоположность шаблону, «алгоритму воспитания». Родители — не ЭВМ очередного поколения, в которую можно вложить «программу личности» плюс маленького человечка и получить в итоге воспитанного члена общества. Представляете миллионы одинаково воспитанных детей? Миллионы круглых отличников и золотых медалистов?

Фантастика? Значит, фантастикой является и единый «алгоритм» воспитания. Наша цель — воспитание творческого человека, яркой индивидуальности, цельной, многогранной, гармонично развитой личности. А это — задачка не на уровне арифметики (сложил, отнял, умножил), а на уровне сложнейшей алгебры человеческих отношений. Именно этой алгеброй можно «поверять» сложнейшую человеческую гармонию нашей жизни и наших отношений.

Именно нашей жизни и наших отношений, ибо здесь заключен поворот, второе действие задачи. Как часто мы через наших детей познаем самих себя! Как часто именно дети, не ведая того, открывают нам нечто совершенно новое, неизвестное раньше в нас самих и в наших отношениях с миром. Дети — не только наше отражение, но и само зеркало для нас. Самое чистое и самое верное зеркало. Не лгущее хотя бы в силу неведения: а что это такое — «лгать»? И зачем это — «лгать»?

Поворот ведет к тому же выводу: наши дети — это мы с вами. Поэтому мы будем говорить о детях, помня, что за ними стоим мы сами. И будем говорить о нас самих, помня, что за нами — наши дети.

Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ