Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ

Мария Монтессори Сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов М.: Издательский дом «Карапуз», 2000

Мария Монтессори Сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов М.: Издательский дом «Карапуз», 2000

Для тех, кто лишь слышал имя Марии Монтессори, но не знаком с ее идеями и методами работы с детьми, эта книга — лучший способ начать такое знакомство. Изданная в серии «Педагогика детства», книга представляет собой краткий, но очень внятный обзор основных идей великого итальянского педагога.

Главная ценность заключается в том, что две трети книги занимают тексты самой Марии Монтессори. Начиная с обзора таких ключевых понятий, как среда в воспитании, самостоятельность, свобода и дисциплина, награды и наказания, госпожа Монтессори подготавливает читателя к восприятию принципов своей школы. Далее описываются этапы развития ребенка, его поведение с момента рождения, обосновывается необходимость использования при обучении в Монтессори-школах тех или иных предметов, подходов, методов.

С бесконечной любовью и уважением к ребенку написана глава «Дети любят взрослых». Невозможно остаться равнодушным к позиции великого педагога: «Мы все имеем тенденцию спать. Ребенок, это новое создание, пришедшее в жизнь, только и держит нас в состоянии бодрствования. Он появляется каждое утро, как бы говоря: «Посмотрите, это другая жизнь. Вы можете жить лучше, чем вы живете»». Если эта фраза и напоминает немного Дейла Карнеги, то только потому, что в ней изложены вполне очевидные вещи (так же, как и в советах Карнеги). Нам остается удивляться, как мы сами не додумались до этого.

Последняя треть книги органично продолжает записки самой Монтессори, хотя здесь тексты написаны уже ее последователями — современными педагогами, занимающимися с детьми по ее методике. Кратко и понятно авторы излагают ключевые моменты Монтессори-педагогики.

Отдельная глава посвящена взаимодействию с родителями. Ведь эта педагогика ставит в центр своей работы Ребенка, поэтому-то и семья как среда его обитания является важной составляющей этой работы. Значительное место уделено описанию выделенных Монтессори сензитивных периодов развития детей.

В конце книги приведены иллюстрации с объяснениями, как тот или иной обычный предмет может стать частью развивающей среды для ребенка.

Разумеется, невозможно в одной книге подробно рассказать обо всех тонкостях воспитания по методу Монтессори, описать экспериментальную работу и успехи великого педагога в разных странах мира. Поэтому данное издание, прежде всего, будет полезно студентам педагогических вузов, начинающим педагогам начальной школы и, безусловно, родителям, неравнодушным к своим детям и стремящимся помочь им в освоении мира. В тонкости метода вникать не придется, «загружаться» непонятными словами — тоже, а представление о сути Монтессори-педагогики за два-три вечера приятного чтения непременно сложится. Роль первой ступеньки к огромному наследию Марии Монтессори эта книга выполняет безукоризненно.

Яна БЫСТРИЦКАЯ