Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002

Печатное слово

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ПРИСВОЕНИЕ ИСТИНЫ

Оригинальная мысль?
Нет ничего легче.
Библиотеки просто набиты ими.
Стивен Фрай

В популярном «Словаре парадоксальных определений» понятие диссертация определяется так: пространное заявление об увеличении зарплаты. В самом деле, в сфере умственного (или считающегося таковым) труда статус работника и, соответственно, размер вознаграждения прямо связан с наличием ученой степени и прочих научных регалий. Поэтому даже те, кто не имеет ни малейшей склонности к научному творчеству, натужно выжимают из себя псевдооткрытия и силятся оформить их в виде диссертационных работ. Год от года диссертационный фонд Ленинки пополняется тысячами таких трудов, которые едва ли кто когда-нибудь удосужится прочитать, если только сам не вознамерится пройти тем же путем, воспользовавшись для этого опытом предшественников.

Но даже тем, кто не мечтает об ученых степенях, свой профессиональный статус необходимо подкрепить хотя бы соответствующим дипломом — свидетельством о получении высшего образования. А высшее образование, даже при всей его декларативной практической ориентации, остается у нас традиционным по своей форме, то есть требует выполнения и защиты неких суррогатов научных исследований в виде всевозможных рефератов, курсовых и дипломных работ.

Чтобы выступать от лица какой-то науки, надо хотя бы сделать вид, что ты к ней приобщился. И десятки тысяч специалистов, получающих, а потом повышающих свою квалификацию, из года в год играют в эту игру, стараясь соблюдать ее правила. Последнее не так-то просто, ибо эти правила сложны, громоздки и не всегда разумны. Иной раз даже закрадывается мысль: может быть, в этом и состоит глубинная подоплека «научной инициации» — испытания на целеустремленность, аккуратность и дисциплинированность? Коли человек в стремлении к социальному статусу сумел выполнить все необходимые ритуалы, то можно считать, что этот статус им заслужен.

Чтобы сыграть в любую игру с соблюдением всех правил, эти правила, разумеется, необходимо знать. Для этого желательно иметь их в кодифицированном виде, удобном для практического использования. Остается лишь недоумевать, отчего этот свод ритуалов до недавнего времени передавался непосвященным почти как сакральное знание — по большей части изустно, фрагментарно, образно и иносказательно. Может быть, и в этом состояла одна из ступеней «научной инициации» — неофиту предстояло приобщиться к ритуалу почти самостоятельно, лишь с опорой на туманные намеки.

В наше время, для которого характерно стремление к максимальной доступности, доходчивости и практической незамысловатости всего и вся, понятны и попытки расписать по шагам процедуру обретения профессионального статуса посредством оформления и защиты соответствующих научных работ. В последние годы появилось несколько общедоступных книг из серии «ноу-хау», подробно разъясняющих все формальности, которые необходимо соблюдать при написании научных рефератов, курсовых, дипломных и даже диссертационных работ.

Казалось бы, такого рода инструкции могут быть буквально восприняты как руководство к действию и не нуждаются ни в каких психологических комментариях. И это справедливо в отношении большинства таких книг, почти всех, за исключением, пожалуй, одной — практического руководства «Письменные работы в вузах» пера Юрия Эхо (Москва: Инфра-М, 2001). На фоне прочих эта книга выделяется своей крайней оригинальностью, предельной откровенностью, остроумием и очень спорным подходом. Не правда ли, необычно звучат такие оценки в адрес, казалось бы, банальной методички?

На самом деле книга Юрия Эхо представляет собой не просто нудную инструкцию для студентов, а еще и очерк нравов современного научного сообщества, заставляющий серьезно задуматься о целях и средствах профессиональной подготовки будущих поколений специалистов. В силу этого она достойна самого подробного разбора. Но начнем, однако ж, не с нее, а с другой, аналогичной по виду работы, в сопоставлении с которой наиболее наглядно выступает ее специфика.

ПОДРОБНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

Совсем недавно в известном московском издательстве «Сфера» вышла книга А.В. Батаршева «Рефераты, контрольные и дипломные работы по психологии: практические рекомендации по разработке и оформлению (для студентов, аспирантов, преподавателей, практических психологов)» Характерно, что уже в ее названии слово «практический» употребляется дважды.

И в самом деле — эта книга по-настоящему практичная, в ней четко разъясняется, что и как надо делать. Правда, при всем уважении к доктору педагогических наук, профессору Батаршеву, нельзя не отметить, что его авторский вклад в создание данного текста невелик (сам себя он скромно именует автором-составителем, и такое определение наиболее адекватно).

Создание такого наставления вряд ли требует профессорской компетенции, и никаких откровений читатель в книге не найдет. Конечно же, автору-составителю это ни в коем случае нельзя поставить в упрек. Более того, можно сказать, что его книга по-своему безупречна. В ней правильным академическим слогом (что само по себе может выступить для пользователей примером) рассказывается, что такое научный реферат, диплом и т.д., какие требования предъявляются к их содержанию и оформлению, и далее конкретно по шагам — что и в каком месте должно быть написано на титульном листе, как оформляется список использованной литературы и приводятся ссылки на него и т.д., и т.п.

Задумав отрецензировать эту книгу в рубрике «Арсенал», я быстро отказался от этой затеи — ни в каких комментариях и оценках книга не нуждается, это самодостаточный свод правил, фактически — законов, а законы, как известно, не обсуждают, а выполняют. Можно сказать, что наставление опытного преподавателя, профессора Батаршева будет, вне сомнения, полезно всем, перед кем стоит задача написать контрольную или курсовую работу.

Единственная негативная эмоция от этой книги возникает при взгляде на ее обложку. Здесь изображена старательная студентка, которая, судя по всему, находится в процессе выполнения содержащихся под обложкой рекомендаций. Минорное выражение лица девушки и ее явная склонность к сколиозу заставляют ей от души посочувствовать. Еще бы — делом она занята нелегким, даже изнурительным. А подруги в это время, наверное, наслаждаются всеми радостями юных лет и не изводят себя нудной писаниной. И так хотелось бы поскорее, с наименьшими трудозатратами разделаться с противной обязаловкой! Вот бы кто посоветовал, как это сделать!

Такой советчик нашелся.

ЖУЛЬНИЧество ПО ПРАВИЛАМ

Юрий Эхо, судя по всему, псевдоним. Вряд ли здравомыслящий человек решился бы, рискуя вызвать гнев академического сообщества, выступить от своего имени с такой вызывающей крамолой! Всем памятны блестящие «Вредные советы» Григория Остера, позабавившие многомиллионную читательскую аудиторию всех возрастов и в то же время вызвавшие бурю негодования у консерваторов всех мастей, не понимающих юмора. «Письменные работы в вузах» условно можно отнести к тому же жанру.

Правда, отдавая дань остроумию автора, надо признать, что его работа, по сути, очень серьезна, а пафосом своим — даже трагична. Это книга об игре в научную работу, игре, в которой, как выясняется, легче всего выиграть за счет прямого жульничества, не нарушая при этом формальных правил. Правда, и жульничать тоже надо по правилам. О них-то и написана книга.

Сам я, имея многолетний опыт преподавательской работы, могу подтвердить, что все написанное автором — не плод его фантазии, а реальный срез существующего положения вещей. Очень многие студенты и аспиранты давным-давно интуитивно открыли для себя те основные принципы, которые Юрий Эхо представляет в качестве практического руководства. Но многие пользуются ими неуклюже, постоянно рискуя попасть в неловкое положение. Рекомендации Юрия Эхо максимально уточняют и конкретизируют приемы научного шулерства, позволяя пользоваться ими практически безнаказанно и с 99%-ной вероятностью выигрыша.

БЕСХИТРОСТНАЯ ОТКРОВЕННОСТЬ

Эпиграфом к книге могло бы послужить еще одно определение диссертации из уже упоминавшегося «Словаря парадоксальных определений»: Диссертация — это частный способ присвоения при общественном характере производства. Дабы исчерпывающе развить эту мысль, позволю себе обширную цитату из пособия Юрия Эхо, которая недвусмысленно декларирует его основную идеологию.

Страдания миллионов студентов, павших жертвами современной системы образования, не прошли даром — их горький опыт собран и обобщен, для того чтобы последующий подобный опыт был наименее неприятным и наиболее безболезненным.

Прежде всего каждому следует знать, что бояться нечего, потому что эта пресловутая академическая машина уже давно пережила себя и пришла к саморазрушению. И каким бы смелым ни казалось подобное утверждение, — оно подтверждается опытом.

Многие думают, что, чтобы написать какую-либо работу (особенно, например, диплом), надо день и ночь сидеть в библиотеке и месяцами в творческих муках рождать мысль, которую потом необходимо кропотливо оформлять научным стилем и робко подавать на суд строгих специалистов. Все это не так.

Не надо так думать и бояться писать что-либо по следующим причинам.

Во-первых, все уже написано. Сотни тысяч деятелей науки за всю ее историю уже так или иначе охватили все сферы, интерес к которым может вменяться в обязанность учащимся. За редчайшим исключением, от вас никто и никогда не может потребовать сотворить что-то новое. Можно ставить сто против одного, что то, что от вас требуется написать, уже существует. Остается лишь это найти, списать, грамотно отредактировать и оформить.

Во-вторых, бояться почти некого. Долговременный, разнообразный и вполне объективный опыт показывает, что 90% преподавателей и иных столпов современной академической науки находятся в глубоком неведении относительно содержания сотен и тысяч текстов и исследований, даже непосредственно касающихся их епархии.

Опять же, за редкостным исключением, нынешние преподаватели не в состоянии реально и объективно оценить вашу писанину. Почти нет тех, перед кем сто’ит испытывать страх и ради кого имеет смысл стараться. Они могут оценивать ваши старания, вашу прилежность, ваши манеры, вашу осведомленность об их достижениях, ваше почтение к ним, посещаемость вами их лекций и т.п., но не то, что вы написали как самостоятельное проявление научной мысли. Большинство студентов приходит в свой вуз как в храм науки, где они под руководством мудрых, благородных и опытных ученых будут вести строгий и независимый поиск истины, творить новые мысли и решать вековые проблемы. Ничего этого нет. А есть достаточно жестко организованное сообщество больных самолюбий, вымещающих свою нереализованность на несчастных учениках. Вот это и следует учитывать тому, кому выпало горе писать отчетный труд под руководством какого-нибудь из современных деятелей науки.

И наконец, развитие научной мысли (имеется в виду социальная и гуманитарная мысль), окончательно преодолев все условия для содержательного обновления (ее содержание вообще уже невозможно контролировать ввиду неисчислимых трудов миллионов начетчиков), привело к настолько детальной разработке формальных требований к академическим работам, что их написание регламентировано чуть ли не для каждой страницы. Учащемуся уже почти не нужно думать, чтобы написать работу; он должен строжайшим образом следовать запросам своих академических учреждений — и никто к нему не придерется.

Честное слово, хоть я и прочитал с десяток руководств по написанию научных работ (книга Юрия Эхо — новейшая, но далеко не единственная), никогда раньше не приходилось читать ничего, столь подкупающего своей бесхитростной откровенностью и в то же время столь похожего на истину. Уверен — многие преподаватели, не говоря уже про студентов и аспирантов, думают точно так же, просто не решаются назвать вещи своими именами.

Не в бровь, а в глаз

Содержание книги не имеет смысла пересказывать — это детальное изложение разнообразных приемов компиляции и «творческого плагиата», успешно опробованных автором, который, по собственному признанию, за семь лет выполнил на заказ сотни «научных» работ разного уровня, вплоть до диссертационных, по всем гуманитарным дисциплинам (список престижных вузов, где эти работы были защищены, прилагается). Стилистически книга выдержана в том же духе, который ясен из предшествующей цитаты. Естественно, и читается она взахлеб, даже если вы сами избавлены от необходимости что-то писать и защищать.

Психологам будет особенно интересна авторская типология преподавателей. Их, по мнению Юрия Эхо, можно подразделить на четыре категории — интеллигенты, узкие специалисты, администраторы и неудачники.

Первая категория — самая немногочисленная, фактически вымирающая. По мнению автора, иметь дело с преподавателем-интеллигентом очень сложно, так как он чрезвычайно требователен, нетерпим к дилетантизму, в целом — удручающе несовременен. Но уязвимые места есть и у него.

С узким специалистом проще — этот обычно не ориентируется в проблематике, находящейся за пределами той грядки, что он годами окучивает.

Администратор — скорее формалист, для него особенно важна ритуальная сторона процесса.

Самая многочисленная категория — неудачники, стремящиеся доказать студентам, что и те тоже неудачники, и хоть немножечко самоутвердиться за их счет (поклон Альфреду Адлеру!).

Довольно точная типология. Правда, ее хотелось бы дополнить. Похоже, существуют по крайней мере еще две распространенных категории — пофигисты и самоактуализаторы.

Первые не работают, а «халтурят» (часто параллельно в нескольких вузах). Письменные работы они задают (так положено), но редко читают. Отрицательных оценок не ставят, экономя собственное время и силы. Обостренно реагируют лишь на вызывающую безответственность и наглость. Понятно, что поладить с ними довольно легко.

Самоактуализаторы преподают «из любви к искусству». Дорожат общением с толковыми студентами, остальных равнодушно терпят и строгими требованиями им не докучают. Работы, которые с первых строк кажутся им интересными, внимательно читают, в остальных ставят формальные оценки (в основном «хорошо»). Если не выводить их из себя особой бестолковостью или нахальством, то и с ними поладить — не проблема.

Остается лишь добавить, что учиться лучше всего у интеллигента или самоактуализатора. Первый хоть и помучает (корень учения горек...), зато научит. Второй, если ему понравиться, тоже может кое-чему научить. Только понравиться ему непросто — для этого надо хоть немножечко и самому быть самоактуализатором по натуре.

Интересный раздел книги посвящен устной сдаче экзаменов. Автор, понятно, подразумевает, что подготовка к экзамену — «суета сует». Соответствующая глава так и называется — «Как сдавать экзамены в нолях» (то есть с нулевыми знаниями). Приемы этого искусства прописаны с подкупающей психологической проницательностью. Их интуитивное применение мне и самому не раз доводилось наблюдать, и, признаюсь, рука не поворачивалась поставить неуд такому ловкому «практическому психологу». Так что и тут Юрий Эхо метит не в бровь, а в глаз.

ДУМАЙТЕ САМИ...

Парадоксально, но две упомянутые книги кое-что друг с другом роднит. Едва ли не под каждой строчкой из пособия А.В. Батаршева можно подписаться. А что, в самом деле, можно возразить против установленного регламента?! Но и почти с каждым словом в книге Ю. Эхо приходится согласиться, ибо глупо спорить с правдой. Но это — не вся правда! За бортом повествования остается самое главное — то, ради чего вообще имеет смысл получать образование и что-то писать.

Правда, и это совершенно очевидно, состоит в том, что в последние годы гуманитарное высшее образование обесценилось катастрофически. Виной тому не в последнюю очередь — его беззастенчивая коммерциализация. Обучение престижной профессии — хороший бизнес, и им поспешили заняться многие. Психолог — профессия ныне престижная (раньше экзальтированные старшеклассницы мечтали стать актрисами, теперь — психологами). Соответственно психологические отделения и факультеты растут, как грибы после дождя. Только в Москве их более полусотни. Точнее диплом психолога дают 20 государственных и 32 частных московских вуза.

С частными все достаточно ясно — это бизнес чистейшей воды. А кто, скажите, прогонит студента, который готов выложить за диплом тысячи долларов? Да и государственные вузы не отстают — практически во всех коммерческие потоки соседствуют, а то и сливаются с бюджетными. Студента-бюджетника тоже не очень-то тронешь, иначе не ровен час таковых вообще не останется, перетекут туда, где спокойнее, и вуз придется закрывать. В результате снижаются требования как к поступающим, так и к обучающимся.

И сегодня высшее гуманитарное образование, в частности психологическое, может получить почти каждый желающий, не прилагая для этого большого труда. Необходима только некоторая аккуратность в исполнении нескольких формальных ритуалов. Хотя бы ради приличия на экзамене надо сказать хоть несколько общих фраз по существу того или иного вопроса. Опереться при этом достаточно на источники вроде «Психология в схемах и таблицах», «100 экзаменационных вопросов и ответов по психологии» и т.п. Теперь подоспело и шокирующее своей откровенностью пособие по написанию курсовых и дипломов. А отсюда, как недвусмысленно намекает автор пособия, и до диссертации рукой подать, потому что готовится она по тем же рецептам.

Неужели таким образом действительно можно получить профессию психолога, а то и ученую степень? Разумеется, можно. Более того, именно так многие и поступают. Ничего Юрий Эхо не преувеличил, все так и есть. И я сам, как автор четырех успешно защищенных докторских диссертаций, могу это авторитетно подтвердить (кстати, до своей диссертации руки так и не дошли, — вероятно, вследствие разочарования в обесценившемся ритуале).

Только в одном, кажется, Юрий Эхо не прав. Вот еще одна цитата, по-моему — далеко не бесспорная.

...Если вы будете не спать ночами, часами корпеть над научными томами, каждый день ходить в библиотеку, чтобы изучить великое научное наследие, каждый день ловить своего преподавателя, чтобы получить его бесценные указания, стараться, вкладывать свою душу в научное творчество, дрожать в ожидании авторитетных оценок ваших трудов, вы не добьетесь ничего, кроме неприятностей. Поэтому бросьте все это и прочтите предлагаемую вам книгу...

От себя добавлю:

... И тогда вы наверняка сумеете стать одним из десятков тысяч дипломированных недоучек, чью грошовую цену общество уже сегодня начинает осознавать.

Но на их фоне еще ярче расцветут те настоящие специалисты, кто не пожалел времени и сил на полноценную учебу и настоящее творчество. Таких всегда было немного, ибо труд это нелегкий и способностей требует немалых. Да много их и не нужно. Толковые, грамотные специалисты возьмут «не числом, а умением». А остальные... Пускай списывают! Курсовую можно скачать из Интернета, диссертацию — наворовать с миру по нитке или заказать «негру». Вот только притвориться специалистом невозможно!

Сергей СТЕПАНОВ