Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002

Печатное слово

ЗА КУЛИСАМИ

СЛЕДУЯ ТРАДИЦИЯМ

Наверное, нет такого психолога, который бы работал в системе образования и не был бы знаком с журналом «Вопросы психологии». Не случайно в июне 2000 года на конкурсе «Национальные итоги столетия» этот журнал победил в номинации «Самое популярное (читаемое) периодическое издание по психологии в России». Сегодня у нас в гостях главный редактор «Вопросов психологии» Екатерина Владимировна ЩЕДРИНА.

 

 

 

— Для кого предназначен ваш журнал?

Для специалистов-психологов.

— Для всех?

В принципе, да. Все психологи, которые не хотят утратить гуманитарную направленность профессии, найдут в нашем журнале то, что им интересно. Особенно это касается таких областей, как педагогическая, детская, возрастная психология. Но мы публикуем и результаты исследований общепсихологического плана.

— Существует также деление на теоретиков, прикладников и практиков...

Теоретических статей у нас крайне мало. В прошлом году было опубликовано всего четыре. Увы, число таких статей год от года все уменьшается.

Для прикладников есть некоторые материалы, которые они могут использовать в своей деятельности.

Что касается практиков, то для них, наверное, материалов больше, особенно если понимать практику в широком смысле слова, включая в нее преподавание психологии в вузе. Есть у нас рубрика «Психологическая консультация», есть рубрика «Психология и практика» — там мы даем материалы, которые может использовать практический психолог, работающий в школе.

Но все-таки больше всего материалов адресовано людям, которые занимаются научной работой.

— Вас это устраивает?

Вполне. Я понимаю, что сейчас время практических материалов. Но я также хорошо понимаю, что психологию нельзя обезглавить. Без теории практическая психология не выживет.

— Как вы формируете портфель материалов?

У нас был, например, период, когда мы вынуждены были печатать далеко не самые лучшие материалы, потому что был скудный портфель. Сейчас положение несколько выправилось, но иногда приходится идти на сделку со своей совестью. И значительно больше трудиться над текстами.

— Говорит ли это о том, что качество научных исследований снизилось?

Безусловно. Об этом мы судим еще и по тому, какие рубрики у нас самые «наполненные». В прежние годы в рубриках, посвященных экспериментальным исследованиям, печаталось гораздо больше статей, а сейчас такого рода работы просто днем с огнем не сыщешь. Люди готовы высасывать материалы из пальца, теоретизировать, сочинять что-то из серии «слово о словах», то есть рассуждать о понятиях, — вот таких статей масса.

А ведь у настоящего научного работника просто в крови правило: провел эксперимент — отрази в публикации. То есть подготовь текст, оформи его по правилам и передай в научное издание. И раз экспериментальных статей наблюдается недобор, значит, наверное, проводится мало соответствующих исследований. Или, может быть, проводятся, но сами исследователи понимают, что уровень их невысок.

— Вы говорите, что у вас трудности с наполнением портфеля, но при этом часто бывает, что рукопись печатается чуть ли не через год после поступления в редакцию...

Очень многое зависит от качества статьи. А я уже сказала, что оно понизилось. Я об этом сужу еще по тому, как оформляются работы. Раньше, лет 10—15 назад, к нам поступали материалы, оформленные достойным образом. Сейчас... Вы даже себе не представляете, что люди присылают — в ведущий, старейший журнал с самым большим тиражом. Пару месяцев тому назад я была вынуждена даже написать авторам одной рукописи, что форма, в которой они представляют нам материал, просто оскорбительна для редакции.

Еще сроки прохождения определяются возможностями наших рецензентов. А они люди занятые.

Специально очереди мы не устраиваем. Если я считаю, что статья украсит номер, я ее даю тут же, буквально «с колес». Если я вижу, что статья, может быть, и неплоха, но не является предметом мечтаний для журнала, она ждет своего часа.

— Заказываете ли вы статьи специально?

Иногда заказываем. Прежде всего это касается юбилейных дат.

— Можете ли вы назвать своих любимых авторов?

Мне всегда нравятся любые вещи, которые пишет В.П. Зинченко. Хотя это скорее научная эссеистика, но это всегда материал, истинно психологический по содержанию. У Зинченко всегда представлена идея, которая мне очень дорога: психологи должны прежде всего не забывать о том, что они гуманитарии.

А вообще-то, когда мы получаем материал, то стараемся не смотреть на фамилию автора.

— Как вы отбираете статьи?

Я не единолично принимаю решение, будет ли та или иная статья опубликована, хотя всегда имею свое мнение. Перед каждым выпуском номера у нас проходит заседание редколлегии. Все тексты и рецензии в буквальном смысле слова ходят по рукам членов редколлегии, и в процессе свободного обмена мнениями появляется решение, быть ли данной статье в номере или нет.

— Вы принимаете решение голосованием?

Нет, руки мы никогда не поднимаем. Я стараюсь после обсуждения каждого вопроса предложить членам редколлегии формулировку для записи в протокол: мы эту статью печатаем, мы с ней подождем или мы ее категорически отвергаем.

— Имеет ли право на существование на страницах журнала дискуссионный материал, с которым вы, может быть, и несогласны?

Да. Члены редколлегии считают, что в журнале не должно быть клановости. Если есть какая-то позиция, с которой можно спорить или соглашаться, то ради бога, присылайте, будем публиковать. Важно только, чтобы она была научно обоснованной.

— Почему вы считаете свой журнал ведущим?

По формальному признаку — по тиражу.

— Только по формальному признаку? А по содержательному наполнению?

Конечно, вы же понимаете, что я — патриот своего журнала. Но прежде всего я сужу по востребованности. Я думаю, что ведущим можно назвать журнал, который в наибольшей степени востребован. А у нас самый большой подписной тираж.

— Среди журналов...

Среди журналов.

— Вы сказали, что «Вопросы психологии» не только ведущий журнал, но и старейший...

Журнал был учрежден в 1955 году Академией педагогических наук РСФСР (ныне Российская академия образования) и вплоть до 1977 года являлся единственным научным периодическим психологическим изданием в нашей стране. В первом составе редколлегии были все самые знаменитые психологи страны. И в первых номерах журнала печатались в основном их статьи.

— Вы давно работаете в журнале?

С 1977 года. А главным редактором — с 1993 года. До этого журнал возглавляли А.А. Смирнов (1955—1958, 1967—1980), Б.М. Теплов (1958—1965), А.М. Матюшкин (1981—1993).

— Какие-то вехи в истории журнала вы можете отметить?

Интересный вопрос... Мне как-то в голову не приходило, что в истории журнала тоже могут быть какие-то вехи... Нет, все-таки обычно вехи связаны со сменой руководства и последующим изменением курса. А мы всегда стремились соблюдать традиции.

Начиная с 1955 года, мы стараемся сохранять традиции в содержании журнала и в его оформлении. Он с самого начала был задуман журналом, выходящим шесть раз в год, имеющим вот то количество страниц, которое есть сейчас, того же формата, хотя нам много раз предлагали сменить формат на экономически более выгодный. Но я считаю, что журнал должен быть таким, каким его создали. Единственное, что у нас меняется, это обложка.

— Но журнал создавали другие люди, в другое время и даже в другой стране... Насколько вы считаете оправданным такое жесткое следование тому, что было задумано почти пятьдесят лет назад?

Мне кажется, что было хорошо, не стоит менять. И подтверждением тому — число наших подписчиков.

— Удается ли вам быть оперативными?

В последнее время наша оперативность сильно повысилась. Сейчас мы стали верстать журнал у себя и отдавать готовый макет в типографию. Например, информация о конференциях раньше публиковалась чуть ли не через полгода после их окончания, теперь мы стараемся давать ее уже в следующем номере.

— Как вы выживаете?

Как ни странно, неплохо. Издание абсолютно самоокупаемое. Мы содержим себя только за счет средств от подписки, у нас нет никаких спонсоров и дотаций.

— Каково ваше отношение к рекламе?

Мне не хочется, чтобы в журнале публиковалась реклама, хотя если обращаются люди или фирмы, близкие к психологии, то мы этот вопрос обсуждаем. В остальных случаях мы отказываем. Не те это деньги, чтобы портить имидж журнала.

— Как вы себя чувствуете в новой области — электронных средств массовой информации?

Я считаю, что электронные версии нужно активно развивать. Наиболее продвинутые читатели, которым негде хранить стопки журналов, будут все чаще и чаще обращаться к компьютерным формам. И мы озабочены этим уже сейчас.

Хотя пока техническая отсталость нашей страны, как ни странно, играет на руку бумажным изданиям. На местах люди готовы читать только бумажные номера. Но наши читатели становятся все более и более мобильными в смысле получения информации. Поэтому мы создали свой сайт, сейчас хотим сделать электронную подписку, чтобы люди имели возможность за определенную плату приобретать наши публикации в электронном виде.

Мы выпустили уже второй компакт-диск, где собраны все номера журнала за 1993—2000 гг. Причем мы не просто отсканировали весь материал, но и исправили замеченные ошибки. Плюс к этому диски снабжены системой поиска информации, то есть была проделана дополнительная работа.

— Каковы тиражи этих дисков?

Первый разошелся в количестве 500 экземпляров, второй мы выпустили в количестве 1000 экземпляров. Он пока не продан, но спрос есть.

— С какими чувствами вы смотрите в будущее?

С оптимизмом, как это ни странно. Мне кажется, что самая главная задача для нашего журнала — ни в коем случае не опускать планку. Я уже говорила о временах, когда практически не из чего было выбирать, и я даже подумывала, не сократить ли объем журнала. Тогда мы выходили из положения тем, что фактически дописывали за авторов. Сейчас уровень несколько повысился, поэтому появился выбор, и мы имеем возможность отклонять неудачные статьи. За год количество отклоненных статей составило 60%.

Мы хотим, чтобы наш журнал воспринимался научной читающей аудиторией как серьезное научное издание, в котором не встретишь каких-то случайных вещей.

Беседовал Марк САРТАН

Редакция журнала «Вопросы психологии»
Тел./факс: (095) 202-96-09