Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002
ТЕРЕМОК


ИГРОТЕКА

ТЕРЕМОК

«Теремок» — это четвертая из игр, включенных нами (психологами НОУ «Экономическая школа-лицей») в программу адаптационных мероприятий для пятиклассников. Игра направлена на прояснение и построение межличностных отношений между детьми. В ходе игры могут быть решены следующие задачи.

1. Диагностическая. Игра построена таким образом, что не только взрослые, но и сами ученики могут увидеть существующие между ними отношения.

2. Конструирующая. В игровой ситуации участники могут смоделировать тот тип отношений, который в наибольшей степени отвечает их актуальному запросу.

3. Рефлексивная. Участники игры имеют возможность осмыслить свои взаимоотношения, нормы и правила, которые лежат в их основании, выразить собственное отношение к сложившейся в классе ситуации.

4. Развивающая. В ходе игры происходит развитие коммуникативных, рефлексивных умений детей, их личностное развитие. Возникают и реальные возможности для формирования коллектива (если дети к этому готовы).

 

ХОД ИГРЫ

По своей сути «Теремок» — сложная психодраматическая игра, так как она предполагает свободное развитие сюжета в соответствии с игровыми поступками участников. В основании сюжета — русская народная сказка «Теремок».

Игра может проходить в актовом или спортивном зале, а также в учебном кабинете при условии, что в нем можно произвести определенную перестановку. Нужно освободить значительное пространство в центре и у доски, стулья по числу участников расположить у стены полукругом (как в театре). Хорошо, если на полу можно расстелить ковер: многие этапы игры легче проводить, усаживая детей на пол.

Перед началом действия ведущий просит всех учащихся и классного руководителя сесть в «зрительный зал».

Ведущий. Сейчас мы будем ставить сказку «Теремок». Вы станете актерами постепенно. В определенный момент все вы окажетесь «на сцене». Пока же вы в «зрительном зале», ведите себя как воспитанные зрители: внимательно следите за действием, постарайтесь ничего не пропустить. Иначе, когда подойдет время входить в роль, вы можете оказаться не готовы!

Ведущий заранее (после консультаций с классным руководителем) распределяет детей по ролевым группам. Всего в спектакле может быть задействовано 4—5 ролевых групп: например мышки-норушки, зайчики, ежи, лисицы и группа каких-нибудь экзотических животных — кенгуру, страусов и проч. Количество детей в группе зависит от того, сколько всего учеников в классе. Эта игра была создана для небольшого по численности класса. Видимо, для проведения в многочисленной детской группе она потребует определенных изменений.

В начале игры дети ничего не знают о том, кто из них в какую группу входит. Ведущий начинает читать вводный текст сказки

Ведущий. Стоял в лесу теремок. Никто в нем не жил. Однажды пробегали мимо теремка мышки-норушки. Они искали себе домик... и т.д.

Ведущий объявляет, кто из учеников играет роль мышек. Мышкам предлагается выйти на сцену (в центр комнаты) и представить себе, что они вошли в теремок.

Ведущий. Вы можете сейчас обустроить этот дом так, как вам хочется. Самое главное: вы должны решить, по каким правилам будете все вместе жить в этом домике, и обозначить на плане места своих личных комнат в теремке.

Ведущий показывает детям нарисованный на доске большой квадрат. Внутри квадрата, в одном из углов, огорожено линией некоторое пространство. Больше там нет никаких линий и рисунков. Ведущий предлагает каждой мышке отметить на плане место своей комнаты (нарисовать кружок) и внутри него написать свое имя. Два условия: мышкам нужно согласовать друг с другом размер и расположение своих комнат, а также нельзя использовать огороженное пространство (это комната для гостей).

После того как план комнат будет создан, мышкам выдается два листа бумаги. На одном написано: «У нас принято», на другом: «У нас нельзя». Детям предлагается на каждом листе написать по три пункта правил.

Пока мышки работают, ведущий занимает зрителей. Это могут быть загадки, мини-соревнования. Можно перечислить тех детей, кто будет играть в спектакле группу ежей (или любых следующих персонажей сказки), и вместе со всеми обсудить образ жизни ежей.

Тем временем мышки составляют правила и по просьбе ведущего озвучивают их для всех зрителей.

Сказка продолжается. На сцену выходят следующие «бездомные зверьки», например ежи. Ведущий предлагает ежам попроситься жить в теремок. Хозяева, выслушав просьбу, должны решить, пускают ли они новых жильцов, и если да, то на каких условиях: в качестве равных хозяев или в качестве гостей.

Если хозяева пускают ежей в дом в качестве хозяев, ежи рисуют свои комнатки на общем плане. Теперь они вправе распоряжаться домом наравне с мышками.

Если же их пускают в качестве гостей, то у них нет никаких прав, они должны жить по правилам хозяев. Живут же в этом случае ежи все вместе в гостевой комнате.

Если ежей в дом не пустили (а ведущий должен спокойно принимать любые варианты), они строят рядом небольшой шалаш. Небольшой, так как их мало и сил для постройки серьезного дома не хватит. Этот шалаш тоже изображается на доске в виде пустого квадрата. В нем выделяется комната для возможных гостей, и дети рисуют свои комнаты.

Жители нового домика-шалаша тоже должны заполнить два листа с правилами. Если игра приняла такой оборот, ведущий выделяет время на работу с правилами. В это время жители теремка могут на листе бумаги рисовать свои комнатки («гости» все вместе рисуют одну комнату), а ведущий со зрителями обсуждает образ жизни тех персонажей, которые следующими включатся в игру. Важно не затягивать эту работу: как только правила написаны, игра продолжается.

Появляются новые персонажи. Ведущий говорит, кто сейчас появится на сцене в составе третьей группы зверюшек. История повторяется. Кстати, если новые персонажи приходят в уже существующий шалаш, то он увеличивается в размерах, превращается в мини-теремок.

По такому сценарию игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут ее участниками.

К моменту, когда все зверушки поселились на сцене, игра может обрести разные очертания. Рассмотрим основные варианты.

 

Вариант первый: общий теремок и все в нем хозяева

В этом случае детям предлагается вернуться к обсуждению правил, которые создали первые хозяева теремка. С тех пор в доме появилось много новых жильцов! Все вместе они должны создать новый свод законов, по которым будет идти жизнь в теремке. Если после создания новых правил дети не устали, можно предложить каждому нарисовать свою комнату на отдельном листе, а затем все комнаты укрепить на доске. Получается «теремок».

 

Вариант второй: общий теремок, но в нем есть и гости и хозяева

Прежде всего, ведущий уточняет у гостей, нравится ли им их положение, все ли устраивает. Если да, гостям предлагается еще немного посидеть в своей комнате, а хозяева тем временем составят общий свод правил жизни в теремке и затем ознакомят с ним гостей.

На этом игра заканчивается. Опыт показывает, что гостям обычно не нравится их бесправное положение. Они претендуют на роль хозяев. Необходимо дать детям возможность обсудить ситуацию: в результате либо все становятся хозяевами теремка, либо часть гостей покидает теремок и строит собственный домик. Игра продолжается.

 

Вариант третий: несколько теремков

Каждый теремок создает свой свод правил и разбирается со своими гостями, если они у них есть. Затем теремки должны установить законы совместной жизни в лесу. Для этого они собираются все вместе и вырабатывают правила леса. В некоторых случаях между группами детей могут возникнуть конфликты. Дети заявляют, что не хотят ни о чем договариваться и вообще «разъезжаются» по разным лесам. Ведущий должен принять этот вариант, но быть настойчивым в своем требовании составить правила.

Ведущий. Земля все равно одна, и она не очень большая. Вы должны договориться о том, как будете жить на общей земле. Случайные встречи ваших жителей возможны. Как они должны строиться? Вы можете оказаться на одной реке, ваши корабли могут встретиться в море. Как вы будете поступать в этих и подобных случаях?

Принципиально важно, чтобы дети проговорили друг другу правила общежития.

 

Вариант четвертый: теремки и отдельные жители

Не исключено, что внутри какой-то группы произойдет раскол: часть построит общий шалаш, а отдельные участники захотят жить самостоятельно. У них должна быть такая возможность. Для того чтобы поселиться в лесу самостоятельно, они должны написать свой свод правил и установить отношения с соседями.

Игра заканчивается, когда каждый нашел место, которое ему по душе: в общем теремке, в гостевой комнате, в мини-теремке или в личной норе.

Ведущий подводит итоги и обязательно подчеркивает положительную сторону финала игры: важно, чтобы каждый понял, как ему удобнее, понял, как хотят жить другие, и смог найти со всеми остальными взаимопонимание, установить правила общения.

Длительного обсуждения игра не предполагает. Можно спросить у детей, похожа ли игра на их настоящую жизнь в классе, чем именно (если похожа) и чем отличается (если не похожа). Обязательно нужно узнать настроение каждого участника после окончания игры. Возможно, с кем-то стоит побеседовать после действия индивидуально или в маленькой группе.

Опыт показывает, что игровое действие очень увлекает детей и они еще долго его обсуждают друг с другом и с классным руководителем.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук