Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2002
ОТДЫХ С ПОЛЬЗОЙ


ИГРОТЕКА

ОТДЫХ С ПОЛЬЗОЙ

Здравствуйте, дорогой «Школьный психолог»!

Пишет вам ваша совсем молодая коллега. Читаю вашу газету уже давно, а работать педагогом-психологом начала недавно — только в прошлом году, так как я еще учусь на V курсе психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета.

Никогда не думала, что местом моей работы будет школа-интернат для детей-сирот. Мне пришлось работать с классами для детей с ЗПР. Как известно, дети в таких классах имеют разный уровень умственного развития... Плюс специфика учреждения (в основном это дети, от которых родители либо отказались, либо их лишили родительских прав, то есть дети, педагогически и социально запущенные). В общем, на практике мне пришлось столкнуться не совсем с тем, чему нас учили в вузе...

Никогда раньше я не писала стихов для детей, хотя сочиняю давно и многие стихотворения уже были напечатаны в наших, воронежских изданиях, некоторые звучали по радио...

А ведь дети, имеющие ЗПР, часто очень хорошо усваивают материал, поданный в стихотворной форме.

Так появились мои развивающие упражнения, которые с удовольствием выполняли дети... Потом поделилась своими «сочинениями» с психологами Многоуровневого образовательного комплекса № 2 — учреждения, имеющего совсем другую направленность. Но они заинтересовались, сказав, что такие упражнения можно использовать не только в классах КРО, но и в обычных, только с более младшими детьми. А еще они посоветовали написать вам — кто знает, может, и другие психологи возьмут эти упражнения на вооружение...

Все эти упражнения можно проводить на любых уроках, используя их как игровые паузы: отдых проходит с пользой, снимается напряжение.

Высылаю вам фотографию моих подопечных — учащихся 4-го «б» класса школы-интерната № 1 г. Воронежа (на фото — праздник, который мы устроили в честь дня рождения одной из учениц прямо в кабинете психолога). Эти дети заставили меня понять, что любовь к ним да немного фантазии — незаменимые вещи для любого, кто выбрал работу с детьми.

Анастасия АРТЕМОВА,
г. Воронеж

Цветные карандаши

(развитие внимания)

Детям раздаются карточки разных цветов — белого, черного, серого, красного, зеленого, желтого, синего, голубого, розового. Дается словесная инструкция: «Посмотрите, какого цвета карточка вам досталась. А теперь послушайте стишок. Каждый, услышав свой цвет, хлопает в ладоши один раз. Вот так: (хлопок). Будьте внимательны! Итак...»

Как-то раз мне подарили
Коробок карандашей:
Можно все раскрасить ими,
Всех, от пяток до ушей.
Белый, розовый, зеленый,
Желтый, красный, синий, черный,
Серый (или же простой)
И небесно-голубой.

Взял я чистую тетрадку,
Нарисую по порядку:
Небо светло-голубое,
Солнце желтое, большое.
Белым крашу облака,
Синий — для тебя, река!
Красный мак, зеленый луг.
Огляделся я вокруг...
«А почему меня не взял?!» —
Какой так карандаш сказал?

(Дети: «Серый!», «Черный!», «Розовый!»)

А ну-ка, лист переверну
И все сначала я начну.
Пожалуй, нарисую дом.
Простым — ну серым — дым столбом,
Зеленым — крышу, красным — дверь.
Так. Что осталось мне теперь?
Раскрашу розовым окошки,
Пусть черной с белым будет кошка,
На окнах — желтые цветы,
Пускай растут для красоты!
Совсем я выбился из сил...
Какой я карандаш забыл?

(Дети: «Синий!», «Голубой!»)

Тогда решил я сделать вот что:
Пожалуй, нарисую площадь.
На площади — большой парад,
И всех цветов флажки висят!
Желтый, серый, черный, белый,
Реет синий гордо, смело.
Голубой, зеленый, красный,
Ярко-розовый. Прекрасно!
Все цвета отметил я?

(Да!)

Все теперь мои...

(Друзья!)

У меня в интернате охотно хлопали под этот стишок дети, которые учатся в 4-м классе. А моя коллега проводила его уже в детском саду. «Карандаши» не только развивают внимание, но и просто вызывают улыбки, поднимают настроение...

 

Половинки

(развитие слухового внимания)

Инструкция: Сейчас я вам прочту один стишок. Слушайте внимательно, и услышите задание, которое вам предстоит выполнить.

Чудеса творятся в мире!
Я заснул в своей квартире
И увидел вдруг в оконце
Полумесяц-полусолнце...
На столе, возле кровати,
Где лежала полускатерть,
Громоздились в беспорядке
Все мои полутетрадки,
Полукнижки, полуручки
И другие полуштучки...
Разом прыгнули в окошко
Полумышки-полукошки;
Полульвы и полутигры
Заиграли в полуигры,
Похватали понарошку
Полувилки-полуложки,
И ныряли эти звери
В полуокна-полудвери.
Навострили полуушки
Все мои полуигрушки.
Вой поднялся тут на славу:
Полу-гав, а полу-мяу...

Я ворочался в постели —
Ну приснится, в самом деле!
Испугался — без вранья:
Вдруг уже я — полу-Я?!
Наконец, совсем проснулся,
Облегченно улыбнулся,
Отогнал свои тревоги:
Руки целы, целы ноги...
Долго я считать пытался,
Да со счета все сбивался.
Так скажите же на милость,
Сколько «полу-» мне приснилось?

После первого прочтения я спрашиваю: «Так что же нам с вами предстоит сделать?»

Выслушав детей, повторяю: «Да, нам нужно сосчитать, сколько же в этом забавном сне слов, начинающихся с «полу-» (20).

Я читаю стихотворение еще раз.

 

Как до небес добраться

(развитие координации движений, слуховой памяти)

Подобные упражнения (стишки с движениями) легко придумать, стоит полистать сборник детских стихотворений.

Этот стих я не придумала, а, взяв за основу какой-то стишок из старых «Веселых картинок», переделала его немного, и весь четвертый класс потом заставил даже учительницу выучить «Как до небес добраться...».

Инструкция для первого прочтения: Слушайте внимательно, повторяйте за мной слова и движения!

Что нужно сделать, братцы, (1)
Чтоб до небес добраться? (2)
За стол сначала надо сесть, (3)
Тарелку вкусной каши съесть, (4)
Потом в зеленый лес пойти, (5)
Большое дерево найти (6)
И вверх по крепким сучьям (7)
Взобраться к белым тучам. (8)
И вот уже — нас не достать! (9)
Мы можем солнышко поймать, (10)
Едва на облаке вздремнуть — (11)
И вот — пора в обратный путь!.. (12)
Помашем солнышку рукой. (13)
Ну, а теперь — летим домой! (14)

Движения под строчки:

(1): Пожимаем плечами, разводим руками.
(2): Смотрим вверх, рука «к козырьку».
(3): Садимся за стол, складываем руки.
(4): Изображаем, как будто «едим».
(5): Встаем, топаем.
(6): Руки поднимаем вверх, «тянемся».
(7); (8): Изображаем руками, как «лезем»: цепляемся за веточки выше, выше.
(9): Разводим руки в стороны.
(10): «Ловим» круглый предмет, изображаем руками форму.
(11): Складываем ладошки под щеку, закрываем глаза.
(12): «Смотрим на часы».
(13): Машем ладошкой.
(14): Изображаем, как «летим», садимся на место.

При последующих прочтениях, когда дети запомнят движения и слова, подобную разминку может проводить кто-нибудь из них.