Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2002
Мясоед П.А. Оценка интеллектуального развития младших школьников учителем. Вопросы психологии, № 6, 2001, с. 89—101


ДАЙДЖЕСТ

Мясоед П.А.
Оценка интеллектуального развития младших школьников учителем. Вопросы психологии,
№ 6, 2001, с. 89—101

В статье описана экспресс-методика оценки уровня интеллектуального развития младших школьников 1—3-х классов (7—8, 8—9 и 9—10 лет). В основу создания этой методики был положен принцип опосредования В.В. Давыдова и др. (интеллектуальное развитие ребенка школьного возраста протекает путем образования все новых звеньев в его учебной деятельности), принцип потенциального развития интеллекта учащихся (продвижение по зоне ближайшего развития), принцип актуального развития интеллекта учащихся, принцип нормативного в познавательном развитии учащихся, сведения Программы начальной школы Министерства образования Украины.

Методика представляет собой систему из 9 шкал, каждая из которых описывает отдельные аспекты интеллектуального развития с помощью пяти утверждений. Все полученные баллы суммируются и являются первичной оценкой интеллектуального развития учащегося. Затем по предложенной формуле первичные оценки переводятся в относительные. Далее с помощью таблицы относительные оценки переводятся в станайны, характеризующие искомый уровень интеллектуального развития ребенка. Методика не позволяет характеризовать крайние случаи, например задержанное или опережающее развитие. Тем не менее она на них указывает (выход за пределы результатов станайнов показан в таблице). Результаты данной методики могут быть не совсем точными, как и показатели других тестов интеллекта, но процедура оценивания не занимает много времени и позволяет получить общую картину уровня развития класса.

Методика прошла проверку на надежность (приведены результаты ретестовой надежности через 12 месяцев и со сменой экспертов) и на критериальную, конструктивную и прогностическую валидность. Проверка критериальной валидности свидетельствует, что методика диагностирует именно интеллект, но в отличие от тестов она делает это непрямым образом. В ходе проверки конструктивной валидности подтвердилось соответствие результатов методики и русскоязычного адаптированного варианта WISP (вербальный, невербальный IQ). Проверка прогностической валидности осуществлялась лонгитюдным способом. Апробация проводилась на выборке учащихся начальных классов Украины.

Итак, уровень интеллекта ребенка может быть достаточно точно выявлен с помощью непрямой оценки учителя-эксперта. Подготовка эксперта сводится к ознакомлению с инструкцией, в которой сообщается о цели исследования, описывается содержание, строение и правила применения шкал, приводятся необходимые формулы и таблицы (достоверность данных и результатов не в последнюю очередь зависит от квалификации эксперта).

Неадекватны, однако, могут быть оценки учителей, которые очень недолго работают с детьми (несколько недель) либо ведут предметы 1 раз в 1—2 недели.

Результаты апробации и стандартизации измерительных шкал, проверки надежности и валидности методики позволяют считать ее средством непрямой оценки уровня интеллектуального развития младших школьников.

Подготовила Ольга БАРАНОВА