Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДИАЛОГ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: НАУКА О ДУШЕ

Т.А. Флоренская. М.: ВЛАДОС, 2001

Это — второе издание книги, первое вышло в 1991 году тиражом 1000 экземпляров, давно стало библиографической редкостью и вряд ли доступно молодому поколению психологов.

Т.А. Флоренская, испытывая неудовлетворенность господствующим в отечественной психологии объективным направлением исследований, которое, по ее мнению, является наукой без души, предлагает свой выход из создавшегося положения. Она разрабатывает практическую психологию как самостоятельную гуманитарную науку со своей методологией, отличной от методологии естественных наук.

Практическую психологию нельзя считать прикладной областью академической психологии, в силу того что первая не является производной от психологии объективных исследований.

В книге обсуждаются вопросы профессионализма практического психолога. Автор утверждает, что определяющим профессиональным качеством психолога является способность понять личность в целом как особую индивидуальность.

Эти принципиальные идеи находят свое конкретно-психологическое выражение в предлагаемом автором диалогическом подходе к психологическому консультированию. Суть диалогического консультирования состоит в том, что человек — не объект исследования и постановки диагноза, а субъект живого общения, задачей которого является «духовное пробуждение личности».

Консультант необходим, для того чтобы у консультируемого состоялся внутренний диалог, которому предшествует диалог с собеседником, верящим в духовные возможности консультируемого. Этот диалог обращен к совести человека, его духовному «Я». Большое значение автор придает катарсису, как очищающему страданию. Катарсис приводит к открытию смысла своего существования.

При этом многое в книге кажется спорным: и понимание автором духовности, и постоянное обращение к религии. Автор рассматривает совесть как «голос Божий в душе человека» и предлагает психологу признать «преимущество языка религии перед языком науки».

Глубоко психологична идея Т.А. Флоренской о необходимости самостоятельного выхода из кризиса мировоззрения. Консультант только побуждает человека к внутреннему диалогу.

Обобщая собственный опыт семейного консультирования, автор формулирует принципы работы консультанта, предостерегает от распространенных ошибок. В книге приводится диалогический вопросник, который подготавливает практического психолога к диалогическому методу работы. Многочисленные примеры из практики способствуют лучшему пониманию авторской позиции.

Школьный психолог с интересом прочитает о молодежном телефоне доверия. Беседы Т.А. Флоренской с подростками позволили ей сделать вывод об их стремлении к педагогическому диалогу: «Они явно хотят, чтобы их учили жить». Соответственно опровергается распространенное мнение об обостренном чувстве взрослости и независимости подростков.

Данная книга диалогична не только по содержанию, но и по форме. Автор как бы ведет диалог с читателем, не навязывая свою точку зрения.

Данное издание вышло в серии «Психология для всех». Но за доступностью изложения скрываются идеи, для понимания которых необходим некоторый профессиональный опыт (а следуя авторской мысли, и жизненный тоже).

Марина СТЕПАНОВА