Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2002
ТЕАТР КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


КОЛЛЕГИ

ТЕАТР
КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

После спектакля актеры сняли костюмы и вышли в выставочный зал. Мне удалось поговорить с руководителем психологического театра «Лютея» кандидатом педагогических наук Натальей РОМАНЧУК.

Наташа, как возникла идея создать психологический театр?

Началось все, когда я преподавала на факультете практической психологии в педагогическом университете, где учились будущие социальные педагоги и практические психологи. Ребята попросили меня вести с ними психологические занятия. Я согласилась, а форму работы выбрала сама.

В результате сформировался коллектив, который существует уже почти четырнадцать лет. Многие из них получили высшее образование и работают профессиональными психологами.

Когда-то в школе я руководила обычным драматическим театром. Получив же психологическое образование, я поняла, что можно совместить театр и психологию. Я также думаю, что люди, которые занимаются театральной деятельностью, становятся настоящими профессионалами в своем деле. И это, на мой взгляд, самое важное.

Как развивался ваш театр?

Первый этап жизни нашего театра я бы назвала «Я». Это были психологические тренинги, способствующие личностному развитию. Следующий этап — «Я и группа». Он длился несколько лет, а затем мы «вышли в мир».

И все-таки, что главное в вашей работе: театр или психология?

У нас психологический тренинг совмещен с тренингом актерского мастерства. Все ребята работают психологами, а театр — часть их жизни. Хобби это назвать нельзя, поскольку работа ведется достаточно профессионально. Есть идея сделать театр основным местом работы психологов.

Как проходит ваша работа в обычном, а не демонстрационном режиме?

Настоящая серьезная психологическая работа по отработке детских психологических травм на новом, взрослом уровне проходит во время трехдневных семинаров-тренингов, где такие спектакли — лишь часть общего действия. Как правило, на такие семинары-тренинги собирается около 20 человек. Зрители незаметно становятся участниками происходящего. Во время занятий участники сидят на полу, что усиливает чувство сопричастности с происходящему.

Каждый участник проживает то или иное чувство: от радости до одиночества.

Участие в таких спектаклях помогает родителям лучше понять своего ребенка, разрушить или отодвинуть стену непонимания между членами семьи.

Меня поразило огромное напряжение, которое испытывали актеры на сцене. Вы получаете от зрителей какой-то импульс, который позволяет так работать?

Это определяется смыслом того, зачем мы выходим на сцену. Ведь ты выходишь на эту сцену не ради самой презентации, не ради демонстрации того, какой ты умный и красивый. Ты выходишь для того, чтобы помочь конкретным людям. Каждый взрослый может дать своему «внутреннему» ребенку то, что ему нужно! Ведь каждому нужно что-то свое: любовь, забота, сила, знание, нежность или прощение. А прощение — это прощание с тем, что мешает жить свободно.

Вы профессионально умеете управлять своими эмоциями во время спектакля, резко переходя от одного состояния в другое. Причем видно, что это не игра, а истинное переживание. Как вы справляетесь с эмоциями?

Да, все чувства героев сполна переживаются каждым актером. Есть специальная техника погружения в такие состояния и выхода из них, это очень важно. Помогает то, что личные проблемы у каждого отработаны. Иначе ребята не смогли бы помогать зрителям.

Ваши актеры прекрасно двигаются и поют. И декорации, и свет — все сделано профессионально. Как вам это удается?

Мы репетируем. Вначале все были совершенно «никакие». Ведь у нас нет ни одного профессионала. Правда, у меня есть музыкальное образование.

А помещение, декорации? Ведь это все очень дорогое.

Мы сами зарабатываем деньги. Театр надо любить, и главное — любить тех, ради кого ты это делаешь. И знать, ради чего ты выходишь на сцену — для того чтобы помочь людям. Это то, что на протяжении восьми лет не дает нам никакой возможности развалиться.

Кроме психологических спектаклей мы проводим малые и большие сюжетные игры, тренинги. Любим устраивать обрядовые спектакли.

У нас огромное количество друзей по всему миру. Недавно к нам приезжали друзья из Канады. И мы для них проводили семинары, спектакли. У нас есть друзья в Германии, во Франции, в Америке, в Италии.

Мы дважды выезжали в Германию и занимались там благотворительной деятельностью — давали концерты и собирали деньги для больных белорусских детей.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА