Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002
НАВЫКИ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО


ГИЛЬДИЯ

НАВЫКИ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

От ведущего группового процесса, в профессиональном обиходе нередко именуемого тренером, во многом зависит конечный результат тренинга.

Мне само слово «тренинг» вообще-то не нравится. Какое-то оно резкое и бихевиоральное: тренинг, тренировка, тренировать, тренировочный...

Психологический тренинг — это вовсе не спорт такой, а система весьма тонких процедур, направленных на развитие личности. Правда, развитие это происходит в том числе и благодаря тому, что участники группового процесса изучают и усваивают новые модели поведения и тренируют навыки взаимодействия.

Любой психологический тренинг предоставляет участникам возможность для личностного роста посредством освоения новых навыков: самораскрытия, уверенного поведения, принятия других, эмпатического слушания или убеждающей коммуникации.

Перечень навыков зависит от цели конкретного тренинга, но утверждать, что какой-то групповой психологический тренинг не занимается выработкой навыков, значит грешить против истины. Да, задачами тренинга может быть самораскрытие или самопознание, но для того чтобы участники смогли решить эти задачи, они должны узнать, какие для этого существуют способы, и научиться применять их на практике. И если у них получилось это сделать не раз и не два, то значит, они овладели определенным навыком.

Соответственно, ведущий тоже должен владеть разнообразными навыками, которые помогали бы ему вести групповой процесс таким образом, чтобы достичь желаемого результата. Этими навыками он должен овладеть в процессе обучения искусству групповой работы.

При этом список необходимых навыков будет отчасти определяться теоретической ориентацией конкретного специалиста. Впрочем, в последние годы, благодаря распространению идей гуманистической психологии, позиции представителей разных направлений относительно личностных качеств консультанта (терапевта, тренера, директора) и особенно навыков, необходимых ему в работе, все больше сближаются.

Никто уже не отрицает полезность эмпатического понимания или осознания собственных чувств. Правда, здесь есть один непростой вопрос: где граница между навыком и личностным качеством? Ведь любое поведение опосредуется личностью человека, наша индивидуальность участвует в каждом поведенческом акте. Любое ли качество можно тренировать, как навык? Или если ты им не обладаешь, то ничего уже не поделаешь?

 

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Игорь Вачков («Основы технологии группового тренинга. Психотехники», М., Ось-89, 1999, с. 64), обобщив данные разных авторов, выделяет такие черты личности, «желательные для руководителя тренинговой группы»:

— концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
— открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
— эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
— аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
— энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
— уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
— уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
— богатое воображение, интуиция;
— высокий уровень интеллекта.

Нетрудно заметить, что приведенные выше личностные качества ведущего группы мало чем отличаются от тех качеств, которыми должен обладать психотерапевт или консультант, работающий в рамках гуманистической традиции. В этом перечне отсутствуют характеристики, специфичные именно для групповой работы. Большинство из них невозможно приобрести посредством тренировки; здесь скорее нужна продолжительная психотерапевтическая работа, связанная с развитием и воспитанием личности будущего специалиста.

 

НУЖНО ДЛЯ УСПЕХА

Но судя по тому, что психологические группы эффективно ведут самые разные люди, личностные качества ведущего, хотя и представляются существенным фактором успешности, все же играют в этом не главную роль. Видимо, недостаток тех или иных качеств может быть компенсирован выработкой определенных навыков работы с группой, а также усвоением определенных знаний.

Какие же навыки необходимы ведущему группы тренинга для успешной работы?

Очевидно, что можно выделить три группы навыков: когнитивные, коммуникативные и саморегуляции. Эти навыки, по моему мнению, используются ведущими тренингов любых направлений — от поведенческих до личностно-ориентированных.

Когнитивные навыки

Сюда относятся навыки, связанные с оптимальным использованием основных познавательных структур: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Ведущий группы должен уметь держать в поле своего восприятия всю группу и в то же время отслеживать поведение каждого участника. Это не простая задача — видеть и слышать всех, ведь количество участников может колебаться от пяти-шести до двадцати.

По своему опыту могу сказать, что мне удавалось удерживать в поле восприятия группу из 24 человек. И это было действительно сложно. Вообще, в работе с большими группами (больше 20 участников) нужно применять несколько другие технологии, чем в обычных тренинговых группах. Эти технологии связаны с делением участников на более мелкие подгруппы.

Навык расширения поля восприятия вырабатывается очень легко, если вы регулярно работаете с группами. Таким навыком, например, владеют учителя, которые на каждом уроке вступают во взаимодействие как минимум с 30 учащимися.

Широта восприятия не принесет ведущему группы ощутимой пользы, если он не способен быть внимательным. Внимание, как и память, относится к «сквозным» психическим процессам, пронизывающим и собирающим воедино всю структуру психики.

Внимательность предполагает сосредоточенность тренера на происходящих в группе процессах. При этом важно уметь вовремя переключать свое внимание с одного процесса (или участника) на другой, способствуя тем самым развитию групповых процессов.

Ведущий должен замечать, кто из участников активен, а кто «выпал» из групповой активности; наблюдать за участниками во время выполнения упражнения, чтобы указать на совершаемые ими ошибки; уметь расслышать замечание какого-либо участника, сказанное «в сторону» по поводу происходящего в группе. И все эти процессы происходят почти одномоментно.

Навык внимательности тоже хорошо тренируется, но следует помнить, что груз личных проблем часто мешает сосредоточению.

Наблюдая за происходящими во время тренинга событиями, ведущий группы далеко не всегда должен сразу на них реагировать. Чаще всего свое мнение тренер высказывает после упражнения, во время обсуждения или в конце дня.

Поэтому тренеру необходимо уметь не только внимательно наблюдать за работой участников, но и запоминать наиболее существенные моменты. Ведущий должен обеспечить участников необходимой обратной связью. Она же должна опираться на конкретное поведение, проявленное участником. Конечно, тренер может воспользоваться записями, но все равно без хорошей кратковременной памяти здесь не обойтись.

Одна из функций ведущего группы — анализ происходящих процессов. Для того чтобы выводы тренера были убедительны для участников, они должны опираться на факты.

Естественно, ведущий группы должен обладать некоторыми навыками такого анализа. Он должен уметь выделять главное еще в процессе наблюдения. Этому умению способствует наличие у ведущего структурированной системы представлений о целях всего тренинга и задачах каждого этапа. Это знание позволяет в процессе наблюдения ставить нужные акценты и отсеивать лишнюю информацию.

Важно заметить, что все психические процессы протекают одновременно. Поэтому ведущий группы нуждается в некотором «интегральном» навыке, который позволит ему видеть и слышать других, отслеживать свои ощущения, успевая при этом анализировать происходящее, запоминая наиболее существенные моменты и активно участвуя в групповой деятельности.

Есть специальные упражнения, позволяющие ведущему тренировать такие способности, ну и тренинговый опыт также помогает ему их обрести.

Коммуникативные навыки

Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: активно слушать, задавать открытые и закрытые вопросы, аргументировать свои высказывания, складно говорить.

В первую очередь ведущий тренинга должен уметь четко и разборчиво говорить. Он должен уметь варьировать громкость голоса и использовать различные интонации.

Огромное значение в тренинге имеет искусство задавать вопросы и умение выстраивать логические цепочки вопросов и утверждений.

Собственно на выработку коммуникативных навыков направлены соответствующие тренинги, которые в последнее время получили широкое распространение. Каждый психолог просто обязан пройти через такой тренинг, так как в процессе нынешнего академического образования этому не уделяется достаточно внимания.

Навыки саморегуляции

Такие навыки нужны, прежде всего, для того, чтобы ведущий группы мог:

— управлять своим состоянием во время группового процесса;
— преодолевать усталость (особенно во время длительных «марафонов»);
— удерживать себя от чрезмерного эмоционального вовлечения в групповой процесс.

Навыки саморегуляции тесно связаны с процессами переключения внимания, поэтому помогают при необходимости сосредоточиться.

Кроме того, тренер должен уметь научить саморегуляции участников группы.

Если после прочтения этой статьи вам показалось, что вам катастрофически не хватает каких-то навыков, не отчаивайтесь. Ведь учиться никогда не поздно, а тренировать навыки можно как в процессе ведения тренинга, так и в повседневной жизни. Только надо подойти к этому творчески. А еще — приглядеться к детям. У них можно многому научиться!

Александр ШАДУРА