Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ПОДРОСТКАМИ

А.Г. Лидерс. М.: Академия, 2001

Выход в свет учебного пособия, посвященного теоретическим, методическим и технологическим аспектам проведения различных видов психологического тренинга с подростками, — это событие для всех, кто работает с детьми и подростками, а также для тех, кто готовит будущих психологов-практиков.

С одной стороны, эта книга написана как учебное пособие (со схемами, списками рекомендуемой литературы, таблицами, контрольными вопросами и заданиями). А с другой стороны, это увлекательный рассказ мастера о профессиональных качествах психолога-практика, о пути к тренингу, о жизни в нем.

Читая книгу, я завидовала сегодняшним студентам, начинающим групповую работу. Скольких ошибок мне бы удалось избежать в начале своего профессионального пути, окажись 20 лет назад у меня в руках подобное издание...

С первых страниц книги автор размышляет о практической психологии как помогающей профессии, о значимых основаниях для оказания психологической помощи. Этот серьезный искренний разговор очень важен не только для начинающего психолога, но и для опытного.

Чем клиент отличается от пациента или от испытуемого? Что делать, если клиент путает практического психолога с психотерапевтом, чиновником социальной службы или духовником? Думается, что ответы на эти вопросы более чем актуальны для практического психолога.

В учебном пособии представлена широкая панорама разнообразных тренинговых программ (в приложении есть даже мини-хрестоматия), исследуется теория и методика проведения различных модификаций психологического тренинга с подростками, предлагается типология упражнений.

Пособие лишено менторской рекомендательности, хотя в нем и представлены советы, которые могут пригодится тренеру. Особый интерес представляет описание опыта ведущего в форс-мажорных тренинговых ситуациях.

Немало внимания уделяет автор рассмотрению теории и методики проведения «Тренинга личностного роста с подростками». Наиболее ценным является то, что А.Г. Лидерс рассматривает тренинг личностного роста как отдельный модус групповой психологической работы. Этот вид тренинга принципиально отличается от групповой психотерапии и группового психологического обучения. Позиция автора в этом вопросе очень важна и для психологов ППМС-центров, и для школьных психологов.

В книге щедро даются примеры из практики автора и его коллег. Для студента это может стать увлекательным чтением, обогащающим его новыми знаниями. А для опытного психолога-практика это своеобразный индивидуальный профессиональный тренинг: могли ли подобные ситуации быть в моей практике? Что из своего профессионального ресурса я бы применил в этом случае?

Возможно, ценным приложением к книге могли бы стать видеоматериалы, иллюстрирующие технологические аспекты проведения тренингов.

Если вы — школьный психолог или социальный педагог, организующий групповую психологическую работу, и вас интересуют ответы на вопросы: «Кто я в групповом процессе — психотерапевт, методист, преподаватель психологии?», «Как меняется моя позиция в связи с изменением групповой динамики?», «Каковы критерии успешности различных видов групповой психологической работы — читайте учебное пособие А.Г. Лидерса!

Уже после прочтения книги я с радостью узнала, что ее автору была вручена «Золотая Психея» — главный приз Всероссийского конкурса психологических проектов.

Ольга КАРДАШИНА