Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «ПСИХОЛОГ»

И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. М.—Воронеж: МПСИ, 2002

У меня остались очень формальные, прозаичные воспоминания от курса «Введение в профессию», прочитанного мне в университете. Может быть, поэтому в качестве преподавателя я откровенно избегала необходимости читать подобный курс. А когда отвертеться не удалось, занялась чистой самодеятельностью, пытаясь придать этому курсу внутреннюю содержательность.

И вот — эта книга, которая, слава Богу, избавляет нас всех, преподавателей, от необходимости заниматься кустарщиной. По-моему, вообще отпадает необходимость что-то проводить, кроме читательских конференций по ее главам и отдельным, наиболее полемичным пассажам.

Написала последнюю фразу и задумалась. Так ли это? Нет, не так, потому что, как это ни парадоксально, данная книга, адресованная начинающим психологам, будет особенно понятна и интересна психологам, продолжающим и завершающим свою профессиональную дорогу. А будет ли она многими своими страницами понятна студентам-первокурсникам — это еще вопрос. Полезна — да. Позволит им составить некоторую целостную внутреннюю «картинку» выбранной профессии и существующих в ней проблем и противоречий — несомненно. Но понятна, близка, насыщена смыслами — не уверена. Надо проверить.

Большая часть книги, кроме страниц специфических, строго ориентированных на обучающихся в психологическом вузе, посвящена психологической профессии в том виде, в каком она предстает внешним наблюдателям и «пользователям» и в каком она является самому своему носителю — профессиональному психологу. Кажется, что авторы собрали, бережно обработали и совершенно замечательно преподнесли читателю все плоды рефлексии психологов над собственной профессией: ее возможностями и ограничениями, точками роста и деформации, стереотипами и индивидуальными стилями, проблемами, противоречиями и перспективами.

Чтение этой книги — редкий случай для учебника! — может стать для читателя своеобразной остановкой, паузой для размышления, самоосмысления, может быть — принятия профессиональных решений.

Конечно, книга будет очень полезна и начинающим: здорово, если вхождение в профессию начинается с построения целостной перспективы своего возможного будущего. Замечательно, если с первых же дней педагоги вуза учат тебя думать о себе как о профессионале, осмыслять свои поступки в самой широкой системе координат, вплоть до мировоззренческого, философского аспекта.

Очень хочется рекомендовать школьным психологам спокойно, неторопливо познакомиться с этой книгой. Многие из нас, к сожалению, получали психологическое образование торопливо, жадно впитывая знания и технологии. А вот на развитие профессиональной рефлексии времени не оставалось...

Учебник, написанный «на троих» замечательными психологами, прекрасными собеседниками, ироничными и добрыми людьми, поможет многим из нас наверстать упущенное. Он написан легко, «по-человечески», поэтому его можно просто читать: не изучать, не конспектировать, а читать с паузами, остановками, пометками на полях и высказыванием вслух несогласия с некоторыми весьма острыми утверждениями.

Книга получилась очень личная, открыто авторская. Ее выход в свет — явление, событие, которое очень хотелось бы отметить для себя и для других.

Марина БИТЯНОВА