Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Д.Б. Богоявленская. М.: Издательский центр «Академия», 2002

С самых первых страниц две особенности книги обращают на себя внимание.

Во-первых, данная работа сама по себе является примером творческого решения проблемы.

Во-вторых, в ней присутствует высокий профессионализм ее автора, который позволяет не просто декларировать один из возможных подходов к проблеме творчества, а обоснованно и последовательно его доказывать.

Логика построения книги такова. Свое исследование автор начинает с констатации отсутствия в современной науке единого определения творчества. В связи с этим сразу же возникают вопросы: а какое психологическое понятие получило четкое определение и нужно ли это вообще?

Слово «творческий» применяют почти к любой деятельности, за исключением крайне автоматизированных действий. Проекцией нерешенности общей проблемы творчества, по мнению автора, является существующее положение в понимании творческих способностей и одаренности.

Чтобы разобраться во всем спектре точек зрения и обнаружить сегодняшние приоритеты, автор обращается к истории исследования проблемы творчества в зарубежной и отечественной психологии.

Довольно распространенным в психологии является представление о творческих способностях как просто максимальном выражении способностей. Однако хорошо известно, что показатели творчества и умственные способности не всегда коррелируют.

Поэтому ученые стремятся выделить некую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту. Автор тонко подмечает, что оригинальность идей может тормозить развитие самого мышления.

Будучи неудовлетворенным положением вещей, автор излагает свой подход к проблеме творческих способностей, в котором логично сочетаются и обуславливают друг друга предмет и метод исследования.

В качестве единицы анализа творчества в книге выделяется интеллектуальная активность, понимаемая как ситуативно не стимулированная продуктивная деятельность. Автор специально подчеркивает, что интеллектуальная активность — свойство личности, объединяющее когнитивную и личностную сферы.

Подход к творчеству как не просто к продуктивному, а спонтанному явлению потребовал построения новой экспериментальной модели.

В качестве метода исследования предлагается «Креативное поле». Этот метод принципиально отличается от других отсутствием каких-либо ограничений при решении задачи, в том числе и временных.

Автор рекомендует данную книгу в качестве учебного пособия. Однако то ли сложность самой проблемы творчества и его диагностики, то ли манера изложения делают ее недоступной для широкого круга психологов, тем более студентов. Это — скорее научная монография, адресованная небольшому числу специалистов, хорошо знакомых с данной проблематикой. Многочисленные описания собственных экспериментальных исследований не способствуют пониманию изложенных идей.

В данном издании приводится большое количество эмпирических данных и сделанные на их основе теоретические выводы. Нельзя усомниться в добротности и основательности книги, но, к сожалению, в данном виде она не имеет непосредственного выхода в практику. Может быть, практические рекомендации содержатся во втором томе, который только готовится к изданию?

Марина СТЕПАНОВА