Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДОМИНАНТА

Алексей Ухтомский. СПб.: Питер, 2002

В нашем представлении имя отечественного исследователя А.А. Ухтомского прочно связано с конкретной областью знания — физиологией. Учение А.А. Ухтомского (1875–1942) объясняет многие физиологические механизмы жизнедеятельности и животных и человека.

Однако неслучайно данная книга издана в серии «Психология-классика». По мнению историков науки, ХХ век характеризуется преодолением водораздела между физиологией и психологией в общем контексте изучения психики животных и человека. Открытый А.А. Ухтомским принцип доминанты не ограничивается физиологическими процессами, а позволяет проникнуть в психологические законы поведения. Как отмечал сам А.А. Ухтомский, психологический анализ в конечном счете решает ту же задачу, что и физиологический, — овладение человеческим опытом, самим собою и поведением тех, с кем приходится жить.

Книга состоит из двух частей.

В первой представлены статьи, в которых анализируются различные аспекты учения о доминанте. Было бы большой ошибкой сводить доминанту лишь к очагу повышенной возбудимости. Автор формулирует 4 основных признака доминанты. При этом он постоянно подчеркивает, что центр становится доминантным благодаря способности суммировать случайные импульсы, которые усиливают возбуждение. А.А. Ухтомский также описывает условия, при которых возможно возникновение новой доминанты.

Доминанты различны и по условиям возникновения, и по содержанию: доминантой может стать и idea fixe склеротичного старика, и высокая активность сильного и одаренного человека. Доминанта — лишь общая формула, из которой, однако, следуют глобальные выводы.

Для психологов несомненный интерес представляет вторая часть книги, в которой содержатся выдержки из дневников, записных книжек, писем ученого и другие архивные материалы, малоизвестные широкому кругу читателей. Мнения известного физиолога по вопросам философии, психологии, богословия не только обоснованны, но и оригинальны; также поражает энциклопедичность и глубина знаний, готовность коснуться самых сложных и вечных проблем.

А.А. Ухтомский, например, рассуждает на тему «отцов и детей», удивительно точно и психологически грамотно описывает различие между юностью и старостью, которое, по его мнению, состоит в падении с возрастом восприимчивости к впечатлениям мира.

Интересен еще и такой — философский и психологический одновременно — вывод: человек видит реальность в зависимости от того, какие доминанты он имеет.

Книга, безусловно, нужна психологам — как теоретикам, так и практикам, ибо, по меткому замечанию А.А. Ухтомского, доминанта — не теория и даже не гипотеза, а «эмпирический закон вроде закона тяготения, который, может быть, сам по себе и не интересен, но который достаточно назойлив, чтобы было возможно с ним не считаться». Может быть, прав В.П. Зинченко, утверждая, что учение А.А. Ухтомского будет оказывать значительное влияние на психологию ХХI века?

В книге приводится краткая биография А.А. Ухтомского, знакомство с которой лишний раз доказывает, что за научными открытиями стоит, прежде всего, огромная кропотливая работа и целеустремленность человека, одержимого поиском Истины.

Марина СТЕПАНОВА