Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

НЛП В ПЕДАГОГИКЕ

М. Гриндер, Л. Лойд. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001

Мне кажется, что любой, самый ярый противник нейролингвистического программирования, прочитав эту полезную во многих отношениях книгу, заинтересуется этим методом. В издание включены две самостоятельные работы — «Исправление школьного конвейера» Майкла Гриндера и «НЛП и ускоренное обучение» Линды Лойд.

Майкл Гриндер рассматривает процесс обучения с точки зрения основных постулатов НЛП. Главное, считает он, — персонализировать подход к каждому ученику. Это позволит заменить безликий образовательный конвейер на своеобразный коридор, приводящий учеников к знаниям и умениям.

Едва ли не основной ключ к успеху в обучении — знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в частности их репрезентативной системы деятельности (ведущей модальности) — визуальной, аудиальной, кинестетической. Поэтому в книге подробно рассматриваются особенности восприятия, хранения и дальнейшей трансляции информации, свойственной каждой из этих систем.

Большой стаж работы в системе образования позволил Майклу Гриндеру разработать четкие поведенческие и неврологические индикаторы, по которым любой, даже не знакомый с основами психологии человек (учитель, родитель, воспитатель), может диагностировать своих подопечных и определять подходящий для них стиль обучения.

Автор также знакомит читателей с особенностями развития детей, имеющих доминантность того или иного полушария, проводя при этом корреляцию между полушарной моделью и особенностями репрезентативной системы. Все это позволяет глубоко и всесторонне изучить познавательные возможности каждого ребенка.

В книге читатель найдет рекомендации по построению эффективного взаимодействия с учащимся.

Большое внимание автор уделяет техникам развития визуальных способностей учащихся. При этом он дает конкретные рекомендации для обучения чтению, орфографии, счету.

Значительная часть работы адресована непосредственно педагогам, поскольку, как считает Майкл Гриндер, именно от их благополучия и ресурсного состояния в процессе взаимодействия с учениками зависит очень многое.

Каждый, кто захочет заняться самосовершенствованием, научиться управлять своим физическим и психическим состоянием, может найти в книге полезные рекомендации.

Вторая работа — «НЛП и ускоренное обучение» — содержит практический материал, используя который педагог, да и любой другой человек, может стать более успешным как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. При разработке своих рекомендаций Линда Лойд, так же как и Майкл Гриндер, использовала идеи НЛП. В книге четко и по шагам расписаны все необходимые действия в работе над собой.

Педагогам, решившим заняться личностным ростом, достаточно будет раскрыть книгу и действовать согласно предлагаемой модели.

Полученные навыки Линда Лойд рекомендует использовать и для работы с учениками, что позволит и им стать более уверенными в себе и успешными в жизни.

Ольга РЕШЕТНИКОВА