Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002


КОЛЛЕГИ

СИБИРСКИЙ ОПЫТ

С.Н. Канунников

С.Н. Канунников удовлетворен
работой омских психологов

Служба практической психологии в нашей стране находится на стадии формирования. Процесс этот происходит достаточно сложно, и желаемая «вертикаль» никак не выстраивается. Почему-то не находится та ниточка, на которую можно было бы, не опасаясь, что она порвется, нанизывать драгоценные бусинки уникального опыта региональных, городских и районных служб. А поскольку все бусинки разные, в чем-то неповторимые, то красота всего изделия будет зависеть от сохранения их уникальности.

Психологические службы в различных регионах практически сформировались. Где-то они более сильные, где-то — менее. Иногда даже кажется, что эти службы в принципе невозможно привести к общему знаменателю, поскольку работа психолога — творческая, а потому и плохо регламентируемая. К тому же при создании психологических служб на местах специалистам приходилось начинать с «нуля»: не существовало не только точных инструкций и нормативных документов, но и четкого представления о том, что должен делать школьный психолог. Но тем не менее большое желание помочь детям, педагогический опыт, здравый смысл и интуиция всегда подсказывали верное решение.

Знакомство с психологической службой Омска началось на очередной августовской конференции психологов «Муниципальная служба практической психологии образования г. Омска: опыт работы и перспективы развития».

 

ПСИХОЛОГИ НУЖНЫ НАРОДУ!

Встреча омских психологов перед началом учебного года проходила в помещении городского Дома детского творчества. Большой зал был полон: среди приглашенных были психологи, работающие в сфере образования, социальные педагоги и педагоги-консультанты.

Начало конференции было торжественным: исполнялся гимн России. А затем перед сибирскими коллегами выступил начальник отдела практической психологии и охраны здоровья детей Министерства образования РФ И.М. Каманов. Игорь Михайлович в своем продолжительном докладе «О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе образования России» осветил основные тенденции развития системы образования, остановившись, в частности, на вопросах регионального управления процессом модернизации образования.

С позиции предстоящей модернизации выступающий подошел и к проблемам психологической службы, обратив особое внимание участников на то, что перед школьными психологами встает целый ряд новых задач. Это связано с изменением содержания обязательного минимума изучаемых предметов, с введением новых учебных дисциплин. Большое внимание, по мнению И.М. Каманова, в обновленной школе должно быть уделено проблемам адаптации учащихся при их переходе в начальное и среднее образовательное звено.

Самым активным образом в школе должны внедряться здоровьесберегающие психологические и педагогические технологии. Также нужно проводить со школьниками профориентационные занятия в старших классах.

Игорь Михайлович оповестил собравшихся о том, что наконец-то «наверху» вспомнили о том, что детей необходимо не только образовывать, но и воспитывать. Уже разработана национальная программа «Будущее России». В ней предусмотрены мероприятия по расширению сети дополнительного образования. Наконец-то всерьез планируют заняться профилактикой беспризорности.

Оценивая деятельность пихологической службы, Игорь Михайлович отметил, что за непродолжительное время своего существования она стала неотъемлемой частью системы образования. Лица, обращавшиеся за помощью в ППМС-центры, именно психологов называют наиболее полезными специалистами!

Прошедший год был для психологического сообщества страны достаточно результативным: разработано типовое положение о ПМПК, продолжается работа над созданием примерного положения о центре содействия и укрепления здоровья детей, сформирована рабочая группа по созданию единых форм рабочей и отчетной документации, проходит работа по созданию новых нормативов.

За последнее время, считает И.М. Каманов, сделаны важные шаги по сближению различных специалистов, оказывающих помощь детям.

Однако проблемы у психологов остаются. Во многих образовательных учреждениях России отсутствуют ставки педагогов-психологов и социальных педагогов. При этом практически повсеместно в сельских школах не хватает психологов. Отрицательным образом на работе специалистов сказывается низкая подготовка некоторой их части, отсутствие единого качественного диагностического и коррекционного инструментария.

Выступление на секции – прекрасная возможность поделиться своим опытом с коллегамиВыступление на секции –
прекрасная возможность поделиться
своим опытом с коллегами

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Выступление начальника Управления образования администрации г. Омска С.Н. Канунникова продемонстировало серьезное внимание, которое руководство города уделяет психологической службе. Сергей Николаевич прекрасно ориентируется в работе психологов и социальных педагогов, знает об их успехах и проблемах.

Существенную помощь муниципальной психологической службе (а ей уже около 15 лет) оказало принятое пять лет назад постановление губернатора о развитии психологической службы области.

Сейчас армия омских психологов отличается не только количеством, но и качеством. Из 260 педагогов-психологов 48% имеют базовое психологическое образование. А у 49% специалистов стаж работы с детьми составляет не менее 12 лет. В 30 школах города функционируют психолого-медико-педагогические службы, в которых работают такие уникальные специалисты, как педагоги-консультанты.

Более года назад на базе городской психологической службы Омска был создан Центр психолого-медико-социального сопровождения.

Это позволило более четко выстроить систему оказания психологической помощи населению, а также внедрить в образовательные учреждения уникальную модель службы. Психологический центр разработал положение о единой психолого-педагогической модели профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Позитивно сказывается на работе омских психологов их тесная связь с наукой. Хотя, считает Сергей Николаевич, для городских специалистов есть серьезный фронт работы. По данным мониторинга, около 70% дошкольников имеют низкий уровень готовности к обучению в школе. 20% первоклассников испытывают дезадаптацию в первый год обучения. Да и в дальнейшем у многих учащихся наблюдаются низкий уровень мотивации к учебе, дезадаптация. Если говорить о выпускниках 9–11-х классов, то 60% из них несерьезно относятся к выбору профессии.

Все это, считает С.Н. Канунников, указывает на необходимость скорейшего внедрения новых педагогических технологий, программ по выработке у учащихся социально полезных навыков.

 

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗМА

С обозначения проблемных зон в работе городских психологов начала свое выступление директор городского Центра психолого-медико-педагогического сопровождения Т.Ю. Федотова.

Значительная часть рабочего времени педагогов-психологов уходит на диагностические процедуры. И только 12–14% — на развивающие и коррекционные занятия. А большинство программ, по которым работают психологи, не лицензировано.

Правда, среди городских психологов в два раза уменьшилась текучесть кадров. А это очень важный показатель.

Взяв за основу своей работы модель психологического сопровождения учащихся, психологи большую часть времени стали уделять профилактической, просветительской и коорекционно-развивающей работе. По-новому стало выстраиваться их взаимодействие с педагогами и родителями.

Высоко оценивая работу своих подопечных, Тамара Юрьевна считает, что существующая сейчас в городе целостная система психологической службы родилась не в центре, а непосредственно в учреждениях образования. Именно там при поддержке специалистов городского центра формировались уникальные модели деятельности психолога в разных типах образовательных учреждений. Сейчас разработан функционал и единый пакет нормативных документов для работы педагогов-психологов и социальных педагогов в общеобразовательных школах, дошкольных учебных заведениях, детских домах. На очереди — лицеи и гимназии.

К сожалению, пока не решен вопрос о психолого-медико-педагогическом сопровождении детей-инвалидов.

Участвовать в обсуждении актуальных проблем было интересно всем: и психологам, и социальным педагогам

Участвовать в обсуждении актуальных проблем
было интересно всем: и психологам,
и социальным педагогам

Большое внимание в городе уделяется обучению и повышению квалификации специалистов. Такое обучение проходит как в центре, так и в Областном институте повышения квалификации работников образования.

Выход на трибуну очередного докладчика — старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии ОИПКРО И.П. Посашковой зал встретил дружными аплодисментами. Ирина Петровна занимается обучением и переобучением психологов.

Обучают психологов города и области бесплатно, с отрывом от производства. Правда, не всегда это встречает понимание со стороны руководителей образовательных учреждений: многие просто не отпускают своих специалистов на учебу.

В процессе обучения в институте повышения квалификации психологи и социальные педагоги могут выбрать интересующий их спецкурс. Большое внимание на кафедре уделяется решению психологических проблем учителей, для которых постоянно проводятся тренинги педагогической компетентности.

Вторая половина рабочего дня участников конференции была посвящена работе трех секций: «Диагностико-аналитическая деятельность педагога-психолога в условиях образовательного процесса», «Коррекционно-развивающее направление деятельности педагога-психолога в учреждении» и «Система работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении».

Надо отметить, что активность психологов во время проведения секций была настолько большой, что ведущим пришлось приложить немалые усилия, чтобы вовремя завершить работу.

Если уж сибиряки за что-то берутся, подумала я, выходя из зала заседания, то делают это самым серьезным и основательным образом. По-моему, опыт омских психологов будет полезен и интересен нашим читателям.

Подробно о психологической службе Омска — в следующих номерах «Школьного психолога».

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Центр психолого-медико-социального
сопровождения,
г. Омск
Тел.: (3812) 56-58-24

Публикация статьи произведена при поддержке специализированного интернет магазина дозиметров и нитратомеров «Магазин-дозиметров.рф». Воспользовавшись предложением интернет магазина, Вы сможете по выгодной цене и с доставкой на дом купить нитратомер, который позволит любой домохозяйке с высокой точность определить качество потребляемого продукта. Благодаря услугам интернет магазина «Магазин-дозиметров.рф» каждая девушка, которая заботится о своей красоте и здоровье своих близких, сможет обнаружить нитраты в пище, что поможет совершать шопинг приобретая только чистые продукты питания.