Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2002


ГИЛЬДИЯ

НАЧАТЬ И КОНЧИТЬ?

Для психологов, работающих в системе образования, точкой отсчета является начало учебного года. Новые цели ставятся и в Министерстве образования РФ. О планах и задачах, которые стоят перед профессиональным психологическим сообществом, рассказывает начальник отдела практической психологии и охраны здоровья детей Игорь Михайлович Каманов.

 

В ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА

В начале июня в Москве прошло Всероссийское совещание «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», на котором был принят ряд важных решений. Главное среди них — создание координационно-управленческой вертикали.

Сейчас в сфере образования насчитывается более 750 психологических центров и методических кабинетов. Общая численность педагогов-психологов составляет более 60 тысяч. К сожалению, до сих пор не определен функционал педагога-психолога в различных видах образовательных учреждений.

Первостепенной задачей министерства является создание должностных инструкций и рекомендаций для различных типов и видов образовательных учреждений. Для этого на всероссийском совещании решено было создать координационный совет при министерстве. В рабочую группу этого совета должны войти представители всех субъектов РФ.

Работа группы будет более эффективной при наличии региональных программ развития службы. Поэтому специалистам на местах надо проявлять активность и заявлять о своих программах, а не ждать, пока министерство что-то запланирует и спустит сверху.

Недавно я направил министру образования служебную записку, заверенную заместителем министра Е.Е. Чепурных: в ней было предложено разработать поэтапную программу развития службы практической психологии. В этой программе мы должны четко определить, какие документы необходимо разработать, какие мероприятия провести.

 

РАБОТА НАД МОДЕЛЬЮ

Сейчас в системе образования существует множество различных моделей, по которым работают психологи по всей стране. При этом многим из тех, кто только начинает свою деятельность, приходится заново изобретать велосипед, поскольку никто четко не знает, каковы должны быть цели и задачи психологической службы.

В существующем сейчас «Положении о деятельности службы практической психологии» имеется четыре цели и множество задач. Поэтому надо более четко определиться с целями деятельности психологической службы. Нужно, чтобы была одна четкая цель и много задач, а когда и самих целей много, сложно понять, какие приоритеты должны быть в работе психолога.

Одни считают основной целью психологической службы развитие личности, другие — совершенствование образовательного процесса, третьи — помощь детям в кризисных ситуациях. Получается, что служба занимается практически всем.

Мы начнем с того, что соберем рабочую группу, которая будет разрабатывать предложения по внесению поправок в «Положение...». Эту работу мы планируем завершить к VII Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: зона ближайшего развития», которая состоится 17–18 октября в Санкт-Петербурге. От положения будет зависеть и структура психологической службы. Соответственно структура и положение определят должностные обязанности и нагрузку психолога.

Не секрет, что в различных службах при одних и тех же поставленных целях психологи занимаются совершенно разными вещами, часто решая свои собственные задачи или выполняя заказы управления образования. Скоро же каждый психолог сможет дифференцированно подходить к своей работе, выбирая те задачи, которые действительно актуальны.

Безусловно, при этом сохранятся все основные, изначально закрепленные за педагогом-психологом виды деятельности. Экспертизой же педагог-психолог должен заниматься при работе в ПМПК и при решении управленческих задач.

Будет некорректно, если мы начнем подвергать экспертизе учебные программы, которые создавались десятилетиями. Любой методист и преподаватель, несомненно, знает про эти программы гораздо больше, чем молодой психолог, которому поручено их проверить.

Мы четко должны определить перечень видов деятельности, к которым профессионально готовят педагога-психолога.

 

НАБОЛЕВШИЙ ВОПРОС

На 2004 год запланировано проведение Всероссийского смотра-конкурса на лучший кабинет педагога-психолога. Его задача — не только определение требований к кабинету, но и обеспечение работающих там психологов сертифицированными программами и методиками.

Мы привыкли пользоваться зарубежными методиками, не задумываясь над тем, имеем ли мы право их тиражировать и использовать. А ведь неровен час — нас обвинят в их незаконном применении.

Поэтому мы должны решать этот вопрос на уровне приобретения прав на их использование. Делать это необходимо в ближайшее время, если мы хотим стать частью цивилизованного мирового психологического сообщества.

Теперь в Федеральном экспертном совете при Министерстве образования РФ создана секция, где будет проходить экспертиза всех психологических программ и методических материалов.

В этом году мы проводили конкурс на лучший диагностический комплект. Результаты его показали, что есть очень много отечественных методик, составленных на высоком профессиональном уровне. Сейчас мы будем составлять банк таких методик и рекомендовать их для использования.

Аналогичный же банк будет создан для развивающих и коррекционных программ. Недавно в Федеральный экспертный совет была представлена первая такая программа. По большому счету должна быть создана целая индустрия диагностических и коррекционных программ. Психолог каждого образовательного учреждения сможет получить на руки диагностико-коррекционный комплект.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. В рамках программы «Дети России» мы начали комплектовать пакеты диагностического инструментария.

Утверждение программ может проходить и на уровне региональных и даже муниципальных учреждений, где есть высококвалифицированные специалисты. Для этого надо получить их экспертное заключение. Можно также напрямую направлять программы в Федеральный экспертный совет.

 

ЧТО ЖЕ НАМ ПРЕДСТОИТ?

Сейчас необходимо создать инфраструктуру службы практической психологии. В течение всего следующего года работа будет направлена на решение задач по созданию такой инфраструктуры.

В настоящее время происходит реорганизация самого отдела практической психологии и охраны здоровья детей Минобразования РФ. Теперь разные специалисты будут нести личную ответственность за работу педагогов-психологов, за ПМПК, за ППМС-центры и за повышение квалификации и подготовку педагогов-психологов.

Дальнейшее цивилизованное развитие службы практической психологии в нашей стране невозможно без создания российской ассоциации практических психологов. Профессиональное психологическое сообщество должно иметь свою общественную организацию. Она призвана защищать психологов, помогать им, осуществлять экспертизу их работы, сертификацию программ и методик.

Мы планируем вынести вопрос о создании ассоциации на конференцию в Санкт-Петербурге. Возможно, имеет смысл опубликовать в «Школьном психологе» проект устава нашего профессионального сообщества для обсуждения.

Актуальной является проблема формирования информационного поля в службе практической психологии. Мы начнем с того, что организуем Интернет-форум: в нем смогут принять участие все желающие.

Сейчас предполагается создание федеральных экспериментальных площадок, оснащенных необходимым оборудованием для развития информационной инфраструктуры. Может быть, мы будем выпускать свой информационный бюллетень.

Сегодня необходимо решать вопрос о подготовке практических психологов, поскольку есть внутренние противоречия в самой системе их подготовки. Соответственно, будет изменена и система повышения квалификации психологов. Не секрет, что педагог-психолог, приходя на рабочее место, по меньшей мере год «входит в профессию». В этот год он, возможно, как и врач, должен проходить своего рода ординатуру.

Поэтому первый вопрос, который мы поднимем в декабре на заседании коллегии Министерства образования, — это подготовка выпускников по специальности «практический психолог». Для этого при экспертном координационном совете мы планируем создать рабочую группу, которая будет готовить предложения.

Преподавание психологии в школе требует от специалиста соответствующей квалификации. Ребенку сейчас важно дать систему навыков выживания в наших условиях.

Сейчас предмет «психология» не входит в учебный план и может вводиться в школах лишь как региональный компонент или факультатив. Но и здесь надо определиться: для чего и как преподавать психологию. Для этого предстоит взвесить все «за» и «против» и понять — нужен такой предмет в школе или нет. А если да, то как его преподавать. Сейчас, к сожалению, единого мнения на этот счет нет. Поэтому на конференции в Санкт-Петербурге мы также будем обсуждать этот вопрос.

Наверно, надо при координационном совете создать рабочую группу, которая провела бы анализ всех существующих программ преподавания психологии, изучила бы результаты экспериментов и приняла необходимое решение.

В ближайшее время нам предстоит разработать материалы по лицензированию и аккредитации ППМС-центров. Эта система будет активно развиваться. Туда будут вкладываться деньги. На центры мы возлагаем большую ответственность, рассматривая их как авангардные учреждения в сфере психологии образования.

Записала
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Отдел практической психологии и охраны здоровья детей
Министерства образования РФ
Тел.: (095) 923-18-19