Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2002


РЕПОРТАЖ

ГОРШОК ИЛИ КОМПЬЮТЕР?

Проблема раннего развития детей вот уже долгое время является одной из самых дискуссионных. Несмотря на то что многие психологи, гигиенисты и физиологи все чаще говорят о вреде вмешательства в естественное развитие ребенка, среди родителей и педагогов растет число тех, кто считает, что ребенок должен научиться читать, писать и считать как можно раньше.

Разобраться в этой проблеме решили представители Федерации Интернет-образования, которые на одном из своих сайтов организовали всероссийское родительское интернет-собрание «Раннее развитие: за и против».

Судя по количеству виртуальных участников (более 200 человек), эта проблематика заинтересовала многих. Большинство из вопросов, которые родители малышей задавали специалистам, было вынесено на круглый стол (не виртуальный, а реальный), состоявшийся 12 сентября.

Среди его участников — известные педагоги и психологи, имеющие собственное отношение к этой проблеме. Мнения некоторых из них по ряду вопросов не совпадали, что придавало заседанию определенную динамику. Правда, до настоящей полемики дело не дошло: как это часто бывает в педагогических кругах, светила просто не слушали друг друга, стремясь во чтобы то ни стало высказать собственную точку зрения.

Тем не менее обсуждение было вполне корректным и каждый раз направлялось в позитивное русло благодаря мастерству ведущей Виктории Соломоновны Юркевич (заведующей лабораторией проблем развития одаренности Московского городского психолого-педагогического института).

 

УЙДЕМ ОТ БАНАЛЬНОСТИ

В начале круглого стола В.С. Юркевич сформулировала ряд вопросов, ответ на которые и было предложено найти участникам.

Если учесть, что на круглых столах, как правило, ничего не решается, данное мероприятие прошло достаточно продуктивно. По крайней мере, приглашенные на него представители СМИ, да и сами его участники, смогли существенно расширить свое представление о раннем развитии детей.

Правда, создавалось впечатление, что выступающие не всегда говорят на одном языке. В частности, под термином «раннее развитие» в ряде случаев подразумевалось естественное развитие малыша, а иногда — целенаправленное воздействие на ребенка.

По мнению В.С. Юркевич, основная проблема, которая беспокоит подавляющее большинство родителей, — нормально ли развивается ребенок. К сожалению, эта тревога, а также стремление, чтобы их малыш не отстал от сверстников и даже обогнал их, приводит к тому, что многие родители (да и педагоги тоже) чрезмерно увлекаются обучением детей чтению и письму чуть ли не с пеленок.

Виктория Соломоновна справедливо считает, что в этом случае естественное, «природосообразное» развитие заменяется формированием навыков, которые мало что дают для развития интеллекта малыша.

Другая важная проблема, которая возникает в ходе развивающих занятий с маленькими детьми, — методы их поощрения.

К сожалению, постоянное «расхваливание» ребенка имеет не менее пагубные последствия, чем указание на допущенные им ошибки.

Так надо ли «следовать за ребенком», ориентируясь на его желания, интересы и потребности? Как уйти от банальности в педагогическом воздействии на ребенка и при этом не навредить ему? С такими вопросами Виктория Соломоновна обратилась к коллегам.

 

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ И ОДАРЕННОСТЬ

Ю.Д. Бабаева (доцент факультета психологии МГУ) заметила, что, на ее взгляд, критерии раннего развития часто отождествляют с одаренностью. Хотя сама Юлия Давыдовна оставила открытым вопрос, действительно ли раннее развитие (здесь подразумевается овладение речью, чтение и т. д.) связано с одаренностью.

В ряде случаев раннее интеллектуальное развитие может стать поводом для беспокойства родителей, поскольку нередко приводит к задержке развития эмоциональной сферы. Отсюда — часто встречающаяся неустойчивая самооценка у одаренных детей.

При этом нельзя отрицать, что многие дети обладают теми или иными врожденными способностями (дети-вундеркинды). Правда, по мнению Ю.Д. Бабаевой, надо уметь различать «естественных» и «сделанных» вундеркиндов.

В последнем случае возникает вопрос: стоит ли рисковать будущим ребенка за счет сиюминутных, пусть и выдающихся успехов? Ведь никто не знает, какими могут быть последствия искусственного стимулирования раннего развития.

Несколько иную точку зрения на раннее обучение детей высказал А.И. Савенков (доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ). Он считает, что вред малышу может нанести не раннее развитие, а методы, с помощью которых это развитие осуществляется. Сам термин «обучение», считает Александр Ильич, ассоциируется с чем-то неприятным, хотя в идеале обучение должно быть приятным и естественным.

Существующие возрастные границы, определяющие познавательные возможности детей, по мнению А.И. Савенкова, не более чем миф! Вред развитию интеллекта и креативности ребенка раннее обучение может принести лишь тогда, когда оно осуществляется традиционными методами. Но применение творческих, исследовательских методик для занятий с маленькими детьми приносит им только пользу. Правда, констатировал Александр Ильич, таким детям нечего делать в школе в первые годы. Но это уже проблема школы, а не ребенка.

В целом же А.И. Савенков считает, что мы стоим на пороге революции в начальном образовании.

 

ЛУЧШЕ СЛУШАТЬ, ЧЕМ ЧИТАТЬ!

Некоторые участники круглого стола выразили свое несогласие с категоричными утверждениями А.И. Савенкова. Основным его оппонентом стала В.С. Юркевич, которая, в частности, не согласилась с необходимостью раннего обучения детей чтению. Виктория Соломоновна разделяет точку зрения, что обучить чтению в возрасте до трех лет можно практически любого ребенка. Но нужно ли это? Главное, чтобы в процессе чтения ребенок получал радость. А до трех лет чтение не может быть для малыша познавательно адекватной деятельностью. Другими словами, он не может осознавать в полной мере смысл того, что он читает, а тем более получать от этого удовольствие.

Часто механическое чтение приводит детей к разочарованию в этом процессе, и, вырастая, многие из них категорически отказываются читать или делают это крайне неохотно. Ведь смысл раннего развития — в получении ребенком радости от усложнения познавательной деятельности. Гораздо больше информации малыш получает, слушая кого-нибудь из взрослых.

Сомнения по поводу пользы раннего развития высказала и Ю.Д. Бабаева. Для закрепления того или иного навыка у маленького ребенка нужен огромный арсенал постоянно меняющихся развивающих игр! С этой точки зрения существующие технологии раннего развития несовершенны.

О том, что для ребенка важна не только интеллектуальная, но и социальная одаренность, говорила Ирина Алексеевна Хоменко (кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург). Установка на академические достижения, часто навязываемая родителями маленьким детям, блокирует у последних умение устанавливать контакты и активно взаимодействовать с другими людьми.

Эту мысль продолжил Д.В. Ушаков (вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношества при Совете Европы). Он обратился к присутствующим с вопросом: что важнее для ребенка — любовь к нему со стороны близких или стремление развить его интеллект? Сам Дмитрий Викторович явно отдает предпочтение любви.

Д.В. Ушаков полагает, что развитие социальной и духовной одаренности у ребенка гораздо важнее, чем развитие одного только интеллекта.

А.М. Кушнир, представившийся как «специалист в области начального образования», сделал довольно резкое заявление: «Чем вам не угодило своевременное развитие ребенка?» В своем выступлении Алексей Михайлович обратил внимание на противоречие, которое, по его мнению, существует между теориями Л.С. Выготского (обучение ведет за собой развитие) и Ж. Пиаже (принцип природосообразности развития).

 

В.А. Рыбаков (журнал «Семья и школа») считает, что почти всем детям не хватает любви!

ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ВЫГОТСКИЙ ПИАЖЕ?

С выводом А.М. Кушнира не согласилась В.С. Юркевич. Принцип природосообразности призывает не только «идти за ребенком», а учитывать при обучении его возможности. Выготский пошел дальше, развивая этот же принцип. Задача зоны ближайшего развития — дать ребенку то, что он «берет» сам. Следуя логике Льва Семеновича, родители и учителя должны не слепо следовать за ребенком, а изучать его познавательные возможности и на их основе повышать сложность развивающих задач.

При обсуждении проблем раннего развития не мог не всплыть вопрос о приобщении детей к компьютеру.

Ю.Д. Бабаева считает, что делать окончательные выводы о вреде или пользе общения ребенка с компьютером пока рано. Психологические последствия увлечения малышей компьютером могут быть самыми разными. Главное здесь — наличие хорошо продуманных развивающих программ и игр, а также грамотное их использование.

В ходе работы круглого стола обсуждалось множество вопросов. С содержанием некоторых выступлений и дальнейшими комментариями родителей и специалистов можно познакомиться на Интернет-сайте: www.parent.fio. ru. Там же постоянно действует форум «Родительское собрание», где свое отношение к проблеме раннего развития может высказать любой желающий.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Федерация Интернет-образования
Тел.: (095) 954-62-84