Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2002

Печатное слово

КНИГИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. — М.: Совершенство, 1998 (существует также другое издание: Джеймс У. Психология в беседах с учителями. — СПб.: Питер, 2001).

Классика. Книга, написанная еще в конце ХIХ в., представляет собой первый и по сей день непревзойденный опыт популярного изложения психологических идей для педагогов. Основана на лекциях Уильяма Джеймса, прочитанных американским учителям. Несмотря на значительный прогресс психологической науки с той давней поры, высказанные автором идеи сохраняют свое значение поныне. Важное достоинство книги — понятный язык для педагогов.

 

Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М.: Совершенство, 1997.

Еще один образец психологической классики, которая в наши дни звучит актуальнее многих современных трудов.

 

Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.

Одна из ранних работ Выготского, в которой еще не нашла отражения культурно-историческая теория развития психики, оформившаяся позднее. По словам автора, книга «хотела бы прийти на помощь нашей школе и рядовому учителю и способствовать выработке научного понимания педагогического процесса в связи с новыми данными психологической науки». При этом, говоря о новых данных, следует иметь в виду, что первое издание книги увидело свет в 1926 г. Однако, как указывает в предисловии академик В.В. Давыдов, «ознакомление с текстом предлагаемой книги позволит нынешнему читателю, и прежде всего рядовому учителю, ощутить сходство и близость обсуждаемых в ней вопросов с острыми, больными и противоречивыми проблемами нашего современного образования, над решением которых бьются наши практики-учителя и ученые-исследователи».

 

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 1998 (есть и другие издания, также готовится новое).

В книге наиболее полно в отечественной литературе отражен современный подход к проблемам обучения. Здесь о новых данных психологической науки можно говорить в буквальном смысле. Отличный материал по построению учебной деятельности детей, особенно хорош для учителей начальной школы.

 

Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. — М.: Просвещение, 1995.

Прекрасная научно-популярная книга, в которой на живом материале описаны и разъяснены многие психологические особенности учительского труда.

 

Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М.: Когито-Центр, 2000.

В доступной форме излагаются современные подходы к возрастному развитию психики. В отличие от других изданий по данной тематике эта книга довольно компактна.

 

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995 (есть и несколько других, более поздних изданий).

Те же проблемы, что и в предыдущей работе, отражены с позиций отечественной психологии одним из наиболее компетентных российских авторов.

 

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Совершенство, 1998.

Книга, впервые изданная в 1991 году, была существенно доработана с учетом современной переориентации деятельности школы и педагога. В ней содержатся ответы на множество практических вопросов, волнующих учителей. Кроме того, учитель найдет в книге большое количество информации по возрастной и педагогической психологии, которая может быть полезна для него как для развивающегося профессионала. Несмотря на некоторую эклектичность, книга может служить хорошим справочным источником.

 

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.

Это давнее издание, адресованное непосредственно учителю, наиболее полно и доступно освещает проблемы общения в учебном процессе.

 

Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. — М.: Педагогика, 1984.

Блестящий образец педагогической психологии в ее английском варианте. В свое время книга вызвала у нашего читателя огромный интерес, которого заслуживает и поныне.

 

Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2001.

Очень качественный, современный учебник, много чисто педагогической информации.

 

Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М.: Издательство «Ось-89», 1997.

Судьба и Рок, «составляющие» судьбы, поиск смысла, жизненное пространство личности, смысложизненное содержание образования — этим проблемам посвящена книга. В ней раскрыто соотношение двух линий судьбы — объективно предопределенной и субъективно преобразующей; рассмотрены психологическая сущность смысла жизни и его роль в человеческой судьбе; дано целостное представление о жизни человека, ее основных этапах и их соотношении.

Книга не предназначена педагогам. Ее адресат — Учитель в широком смысле слова. Тот, кого волнуют проблемы развития человека.

 

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 1991.

В книге приведены подлинные конфликтные ситуации между учителями и учениками. Автор не просто хорошо осознает проблему педагогического конфликта. Чувствуется большой практический опыт. Автор показывает, что источником большей части конфликтов является сам учитель. В книге анализируются причины и поводы конфликтов, обозначаются типы конфликтов и те позиции, которые могут занять педагоги. Что очень важно, книга содержит конкретные практические рекомендации педагогам по преодолению конфликтных ситуаций.

 

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. — М.: Просвещение, 1988.

Жутикова не педагог, а психотерапевт, но она очень хорошо знает проблемы образования. Она раскрывает приемы психологической помощи, необходимой учителю в повседневной работе для предупреждения отклонений в психическом развитии, коррекции невротических проявлений у детей и подростков, а также для нормализации психологического климата в коллективе. Одна из главных целей книги — способствовать повышению психологической культуры и чувства ответственности учителя и вообще любого взрослого за каждое слово, обращенное к детям.

 

Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. — М.: Просвещение, 1990.

Еще одна книга того же автора. В ней раскрыты многочисленные, большей частью не замечаемые старшими, привычно-бездумные стереотипы взаимоотношений с младшими, приводящие к искривлению характеров и жизненных судеб детей. Книга насыщена множеством эмоционально напряженных примеров. Самокритичность поможет читателю если не увидеть в примерах собственное поведение, то по крайней мере воздержаться от подобного.

 

Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. — М.: Сентябрь, 1999.

Одним из важнейших аспектов проблемы гуманизации образования является поиск путей оптимального профессионального развития учителя, считает автор этой книги, доктор психологических наук. В книге рассмотрены альтернативные стратегии профессионализации учителя, обозначенные уже в названии. Анализируются актуальные проблемы профессионального здоровья, психолого-педагогической компетентности, эмоциональной и поведенческой гибкости учителя. Речь идет об учителе как руководителе, о педагогической деятельности и педагогическом общении, о творческости и невротичности педагогов.

 

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 1998.

Без комментариев. Одна из лучших книг для всех — психологов, родителей, учителей.

 

Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти... (Техника профессионального поведения). — М.: Народное образование, 1994.

Блестящий язык книги — не самое главное ее достоинство. Автор обращает внимание читателей на тонкости поведения учителя в его работе с детьми. При этом Д.А. Белухина более всего интересуют психологические аспекты подобной деятельности — вопросы саморегуляции, самоконтроля, аутотренинга и т.п. Автор исходит из простой истины: мы таковы, какими нас видят окружающие. Книга написана легко, остроумно, в ней открываются авторская эрудиция, самоирония, артистизм — все те признаки, что присущи подлинно талантливой книге.

 

Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. — М.: Генезис, 1997.

Представляет собой пособие по проведению тренинга, но вполне может рассматриваться как книга для самостоятельного чтения.

 

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (все 4 части). — М.: Генезис, 1998.

Фопель К. Энергия паузы. — М.: Генезис, 2001

Каждый, кто проводит групповые занятия с детьми, найдет здесь подходящие игровые процедуры. Учителю не составит труда найти среди почти трехсот игр такие, которые соответствуют целям и задачам проводимой работы, профессиональным и личностным возможностям. Необычайно подкупает эмоциональная насыщенность каждой игры, акцент на импровизацию, спонтанную активность участников, продуманность, технологичность проведения. Описание игры включает ее цели и возможности, необходимый материал, инструкцию для ведущего, вопросы для анализа.

 

Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. — М., 1995.

Книга отвечает на распространенные вопросы детей и взрослых. Почему мы боимся школы? Родители — педагогов, педагоги — администрацию и контролеров «свыше», а дети — всех взрослых вместе, стоящих над ними? Как преодолеть эти страхи через специальную организацию учебной деятельности ребенка со взрослым — родителем, психологом или педагогом? Как это организовать в классе? А если на это рассчитывать не приходится, то как можно осуществлять индивидуальную помощь ребенку? Какие типичные ошибки допускают взрослые в индивидуальной работе с отстающими в учебе детьми и как их можно преодолеть?

Прочитав книгу, учитель сможет понять, как сделать радостными те часы, которые ребенок и взрослый проводят вместе за уроками.