Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2002


РЕПОРТАЖ

Из Калининграда — с любовью

С 24 по 26 сентября в Калининграде проходила региональная конференция «Комплексный подход к реабилитации детей группы риска средствами образования»

Директор областного центра В.П. Стаховская считает, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом

Конференция была организована Областным центром диагностики и реабилитации детей и подростков в рамках региональной целевой программы «Охрана материнства и детства» при финансовой поддержке Heritage Family Services (президент Майк Номура, США). Это дало возможность принять участие в ее работе психологам, социальным и медицинским работникам, реабилитологам и руководителям учреждений образования.

Первый день конференции начался с работы секций, названия которых отражали основные направления деятельности Областного центра диагностики и реабилитации детей и подростков.

На секцию «Проблемы ранней помощи детям группы риска» собрались специалисты-практики, работающие в детских дошкольных учреждениях. Здесь царила атмосфера свободной дискуссии. Наиболее слабым звеном, по мнению участников, является работа с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

В ближайшее время в области планируется активно привлекать детей с тяжелой речевой патологией к посещению детских дошкольных учреждений. Это станет возможным благодаря расширению функций групп кратковременного пребывания в обычных детских садах, а также созданию комплексов «детский сад — школа» для малышей с ограниченными возможностями.

Участники решили, что нужно совершенствовать систему ранней помощи детям с отклонениями в развитии, максимально сокращая разрыв между первоначальным обнаружением патологии и коррекционной работой. Правда, все эти начинания требуют дополнительных материальных затрат и организационных усилий, однако сейчас в области нет необходимой материально-технической базы и достаточного количества специалистов.

Первым шагом должно стать создание межведомственной комиссии, которая займется разработкой региональной программы ранней помощи детям группы риска.

Работа секции «Взаимодействие школ области и ПМС-центров в психолого-педагогическом сопровождении детей группы риска» носила более официальный характер, поскольку в ее работе приняло участие большое количество гостей. Перед участниками выступили Т.Д. Пестич (главный специалист управления специального образования Министерства образования РФ, г. Москва), И.Г. Абрамова (вице-президент Ассоциации разработчиков игрового имитационного моделирования, доктор педагогических наук, профессор Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, г. Санкт-Петербург) и О.Д. Коргунова (председатель детского благотворительного фонда «Савва», председатель совета опекунов детского дома № 1, г. Саратов).

Участники говорили о необходимости постоянного повышения квалификации специалистов, работающих с детьми группы риска. Особое внимание они порекомендовали уделять профилактике психологического выгорания педагогов, работающих с этой непростой категорией детей.

Заседание секции «Решение проблем детской инвалидности в Калининградской области» (на которую собрались медицинские работники и реабилитологи) проходило в школе-интернате для глухих детей г. Сосновки. Работой коллег специалисты региона остались довольны и даже предложили как можно шире распространить имеющийся опыт (публиковать методические материалы и программы, проводить межрайонные конференции, больше работать с родителями).

Вопросы дополнительного образования в реабилитации детей группы риска обсуждались на секции, работавшей в школе-интернате для слабовидящих детей г. Калининграда. Участники обсуждения пришли к выводу, что в регионе неплохо поставлена работа по реабилитации детей средствами дополнительного образования. Многие дети с ограниченными возможностями успешно осваивают декоративно-прикладное искусство. Как правило, такие дети очень талантливы и впоследствии продолжают обучение в профессиональных колледжах.

Задача руководителей области — поддерживать детей с ограниченными возможностями в их дальнейшей профессиональной адаптации. Кроме того, надо помогать способным детям-инвалидам реализовывать создаваемые ими изделия. Например, можно организовать выставки-ярмарки по продаже их изделий или открыть для этого специальный магазин.

Заседание секции «Основные направления деятельности и вопросы комплексной помощи детям-сиротам» состоялось в последний день конференции. Опытом работы делились руководители и специалисты детских домов.

 

ДЕТИ УЛИЦ

Пленарное заседание проходило в одном из самых живописных мест области — курортном городе Светлогорске. С приветствием к собравшимся обратился начальник управления образования администрации Калининградской области Л.М. Фуксон.

Лазарь Моисеевич отметил, что в области постоянно ведется подготовка квалифицированных кадров для работы с детьми группы риска. Созданы сеть классов коррекции, одиннадцать школ-интернатов для детей с особыми нуждами. Начинается работа по интеграции детей-инвалидов в коллективы сверстников.

Т.Д. Пестич познакомила собравшихся с политикой Министерства образования РФ по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Татьяна Дмитриевна с сожалением констатировала, что сейчас большинство учителей не в состоянии заниматься внеурочной работой с учениками. А кружки и секции, существовавшие в системе основного и дополнительного образования, или исчезли вообще, или стали платными. Самое печальное, что и сами родители не имеют ни времени, ни желания заниматься своими детьми.

Уличная субкультура, по мнению Т.Д. Пестич, определяет криминогенное поведение подростка, приводящее к трансформации его личности.

Противостоять этому может и должна общеобразовательная школа, но в ней должна быть сформирована среда, благоприятная для нормального роста и развития детей группы риска. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Сейчас в России 250 тысяч детей проходят обучение в классах компенсирующего и коррекционного обучения, что значительно снижает риск их дезадаптации.

Развивается система начального профессионального обучения. Постоянно растет число ППМС-центров, которых по стране насчитывается больше пяти сотен, в десяти федеральных округах открыты школы для детей с девиантным поведением.

Выстраивается система подготовки кадров для работы с самыми сложными категориями детей. Начата подготовка по новой специальности «педагог улицы». Именно такие педагоги должны стать защитниками для самых обездоленных детей.

Выступление И.Г. Абрамовой было совсем иным по жанру, хотя и не менее интересным. Собравшимся был представлен вводный курс в педагогическую «рискологию».

На пленарное зседание собрались руководители образовательных учреждений области

 

ГОСТИ КОНФЕРЕНЦИИ

Хотя конференция была региональной, в ней приняло участие большое количество гостей (как российских, так и зарубежных). Многие из них являются давними партнерами и друзьями Областного центра диагностики и реабилитации детей и подростков. Кто-то приехал в Калининград впервые. Но всех участников конференции объединяло стремление помочь обездоленным детям.

Иоланта Кочуровская, директор реабилитационного центра для наркозависимых «Монар» (г. Гданьск, Польша), познакомила собравшихся со своим более чем тридцатилетним опытом реабилитации несовершеннолетних наркозависимых.

О своей практической работе рассказали американские коллеги Майк Номура и Дебби Номура. Майк сейчас возглавляет общественный благотворительный фонд, а до этого 14 лет был директором детского дома семейного типа, где его жена Дебби работала психологом. По мнению Майка, в России и Америке очень много общих проблем. И здесь и там растет число обездоленных детей и социальных сирот. Правда, в США такими детьми занимаются не только государственные, но и общественные организации. Последних сейчас становится все больше.

О возможностях совместной работы специалистов ФРГ и Калининградской области по социальной адаптации детей группы риска рассказал постоянный партнер центра, координатор международных проектов Макс Вегрихт (г. Берлин, ФРГ).

Макс часто бывает в России и прекрасно владеет русским языком, поэтому его выступление было встречено с особой теплотой. Собравшиеся узнали много интересного о работе, которая проводится в социальных центрах с проблемными детьми и их родителями. В эти учреждения может прийти любой желающий. Причем посетители не обязательно сразу просят о помощи. Они включаются в культурно-просветительскую деятельность, в ходе которой по мере необходимости им ненавязчиво оказывается и социальная поддержка.

Другой представитель Германии, Вольфганг Вебер (председатель фонда «Кенигсберг»), практически стал россиянином. Он перебрался в Калининградскую область и живет в Светлогорске. Из его выступления мы узнали о совместных германо-российских проектах, направленных на социализацию и реабилитацию обездоленных детей. Уже начата большая работа по созданию социальных центров для «детей улиц» в Калининградской области. Основная их задача — формирование мотивации к труду и обучение профессиональным навыкам.

Большой интерес вызвало выступление латвийской гости Ирины Кулитане (директора фонда «Balta Maja», г. Ливаны). Она рассказала о работе с детьми и подростками с интеллектуальной недостаточностью, которая проводится в социальном центре, созданном при фонде на общественных началах. В центр на ежедневные занятия приходят дети от 3 до 5 лет. Почти все они имеют серьезную патологию развития (болезнь Дауна, последствия ДЦП). Благодаря кропотливой работе и безграничному терпению сотрудников центра и их добровольных помощников, эти дети не только получают навыки социализации, но и азы грамотности, чтения, математики.

Выступление Ирины завершилось продолжительными аплодисментами. Так участники конференции выразили свое восхищение огромной и самоотверженной работой, которую проводят коллеги из небольшого латвийского городка. О ней мы расскажем в одном из ближайших номеров «Школьного психолога».

На конференции присутствовали еще две гостьи — Корнелия Хельниц и Уте Леше из Германии.

Корнелия (председатель ассоциации приемных родителей, г. Берлин, ФРГ) взяла под опеку восьмерых детей со значительными нарушениями интеллекта, среди которых есть дети с комплексными нарушениями в развитии. Атмосфера любви, заботы и постоянные занятия с этими ребятишками приводят к поразительным результатам!

А Уте, имея четверых детей, взяла к себе двоих ребятишек с нарушениями опорно-двигательной системы.

Эти женщины организовали ассоциацию родителей приемных детей. Ее члены не только поддерживают друг друга, но и издают свой журнал, куда пишут научные статьи.

Вообще на этой конференции была совершенно необычная атмосфера. Благодаря теплу и заботе, которые проявили организаторы, все гости и участники чувствовали себя одной большой семьей.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Областной центр диагностики и реабилитации
детей и подростков, г. Калининград
Тел.: (0112) 27-22-91