Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Татьяна ЕВГРАФОВА,
психолог лицея № 230,
г. Заречный, Пензенская обл.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКА.
ОСОЗНАННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Групповые занятия для учащихся 6—7-х классов

Окончание. См. № 38, 2002 г.

 

ЗАНЯТИЕ 16. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Задачи

Диагностика уровня развития памяти по Векслеру.

Тренировка умения выделять род и видовые отличия различных понятий.

Разминка (диагностика — 5 мин)

Учащиеся должны записать последовательность цифр в прямом и обратном порядке. Цифры необходимо записывать в том порядке, в котором они произносятся экспериментатором.

Обрабатывают результаты сами дети. Экспериментатор вновь зачитывает цифры, дети проверяют и проставляют результат по лучшему варианту. Количество верно повторенных цифр в прямом порядке и в обратном счете складывается, а сумма затем сравнивается со средними показателями возрастных групп по таблицам Векслера.

Анализ нужно провести по методическому пособию В.А. Лапина и Г.П. Редя «Практическая диагностика».

Стимульный материал: прямой счет

3 8 6 6 1 2
3 4 1 7 6 1 5 8
8 4 2 3 9 5 2 1 8 6
3 8 9 1 7 4 7 9 6 4 8 3
5 1 7 4 2 3 8 9 8 5 2 1 6 3
1 6 4 5 9 7 6 4 2 9 7 6 3 1 5 4
5 3 8 7 1 2 4 6 9 4 2 6 9 1 7 8 3 5

Стимульный материал: обратный счет

2 5 6 3
5 7 4 2 5 9
7 2 9 6 8 4 9 3
4 1 3 5 7 9 3 8 5 2
1 6 5 2 9 8 1 6 5 2 9 8

Упражнение 1

Дай определение квадрата:

А) как вида прямоугольника: квадрат — это прямоугольник, у которого...

Б) как вида четырехугольника: квадрат — это четырехугольник, у которого...

Для каждого определения выбери признаки, которые нужно вставить вместо многоточия.

Упражнение 2

А) Как ты думаешь, чего больше:

квадратов или четырехугольников;

квадратов или прямоугольников;

прямоугольников или четырехугольников.

Б) Круги на рисунке изображают множества прямоугольников, квадратов и четырехугольников. Обозначь названия соответствующих кругов:

Таким образом, четырехугольник является родом не только для квадрата, но и для прямоугольника.

Упражнение 3

Дай определение прямоугольника как вида четырехугольника:

Прямоугольник — это четырехугольник, у которого...

все стороны равны;

противоположные стороны равны;

все углы прямые.

Итак, признак «все стороны равны» выделяет квадраты из всех прямоугольников. Признак «все углы прямые» выделяет прямоугольники из всех четырехугольников.

Упражнение 4

Закончи определение, подобрав для каждого случая подходящее видовое отличие:

Квадрат — это прямоугольник, у которого...

Квадрат — это ромб, у которого...

Квадрат — это четырехугольник, у которого...

Квадрат — это многоугольник, у которого...

Домашнее задание

Дай определение треугольнику.

 

ЗАНЯТИЕ 17. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (продолжение)

Задачи

Диагностика кратковременной памяти на геометрические фигуры.

Тренировка умения выделять род и видовые отличия различных понятий.

Материалы

Карточки с рисунками различных геометрических фигур.

Карточки с изображением предметов (для упражнения 2).

Разминка (диагностика — 5 мин)

Испытуемым в течение 10 сек показывается карточка с изображенными на ней геометрическими фигурами. Предварительно ставится задача — запомнить их и затем воспроизвести в любом порядке. Учитывается время рисования фигур.

Среднее время рисования фигур — от 5 до 15 сек. Увеличение времени говорит об инертности процессов кратковременной памяти, меньшее — о поспешности, импульсивности. В среднем количество верных фигур равно 5.

Упражнение 1

Дополни определения:

Портной — это ... который шьет одежду.

Сапожник — это человек, который...

Учитель — это ... который...

Сахарница — это посуда для...

Масленка — это...

Берлога — это жилище для...

Конура — это...

В каждом определении подчеркни род одной чертой, а видовое отличие — волнистой линией.

Упражнение 2

Для каждого предмета, изображенного на карточке, составь определение (подбери род и видовое отличие).

На карточках могут быть изображены, например, молоток, книга, портфель, утюг, часы и т.п.

Запиши эти определения, не называя самого предмета.

Например: ... — инструмент для забивания гвоздей.

Дай листок с определениями приятелю и предложи ему заполнить пропуски.

Если будут ошибки, выясните, кто в них виноват — ты или приятель.

Упражнение 3

Кудрики бывают трех видов: красные — шурики, синие — мурики, зеленые — бурики.

Составь определения:

Шурики — ...

Мурики — ...

Бурики — ...

Домашнее задание

Придумай какие-нибудь шуточные определения.

 

ЗАНЯТИЕ 18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (продолжение)

Задачи

Диагностика объема памяти на слова.

Тренировка умения давать определения различным объектам.

Разминка (диагностика — 5 мин)

Перед испытуемым ставится задача запомнить как можно больше слов, а затем воспроизвести их в любом порядке. Материалом служат 12 слов, которые предъявляются через каждые 2 сек. Результаты заносятся в таблицы и анализируются.

Молоток, крик, существо, завод, песня, жизнь, цех, мысль, мотор, речь, причина, звонок.

Средние показатели воспроизведения — от 3 до 11 слов.

Упражнение 1

Заполни пропуски. Работа осуществляется в парах, тройках.

п/п

Предмет, который определяется

Род

Видовое отличие

Примеры

1

...

Натуральное число

Делится на 2

6

2

Нечетное число

...

...

...

3

Простое число

Натуральное число, не равное 1

Делится только на себя и на 1

...

4

...

Многоугольник

Имеет 3 стороны

...

5

Четырехугольник

...

Имеет 4 стороны

...

6

...

Многоугольник

Имеет 7 сторон

...

7

Существительное

Часть речи

...

...

8

Прилагательное

...

...

Зеленый

9

...

Часть речи

...

Бежит

10

Местоимение

...

...

Я, мы, тот

11

Подлежащее

Главный член предложения

...

Ветер дует

12

Сказуемое

...

...

...

13

Приставка

Часть слова

...

Полет

14

Суффикс

...

...

Котенок

15

Звезда

...

Излучающее свет

Солнце

16

Планета

Небесное тело

...

...

По каждой строке таблицы составь определение. Например: Простое число — это натуральное число, которое делится только на себя и на 1.

Домашнее задание

Ты знаешь определения членов предложения и частей речи, умеешь разбирать слова по составу.

Запиши такое предложение:

Глокая куздра бодланула бокра и штеко курдячит бокренка.

Хотя в этом предложении нельзя понять ни слова, попытайся все же разобрать его:

по членам предложения;

по частям речи.

Разбери слова бокра и бокренка по составу.

Тебе это, несомненно, удастся.

 

ЗАНЯТИЕ 19. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (продолжение)

Задачи

Тренировка умения устанавливать необходимость и достаточность видового отличия в определениях.

Диагностика (разминка — 10 мин)

Инструкция испытуемым дается по частям.

Работа выполняется на отдельных листочках, после каждого этапа часть листочка с написанными словами загибается так, чтобы не было видно написанного.

Инструкция

Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же запишите столько слов, сколько запомните. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет. Затем перегните листочек так, чтобы не было видно написанного.

Сейчас я снова прочту эти же слова, а вы должны опять записать их — и те, которые вы уже называли, и те, которые в первый раз пропустили, — все вместе, в любом порядке.

Эксперимент повторяется до тех пор, пока испытуемые не воспроизведут полный список слов.

На последнем этапе экспериментатор просит детей записать под диктовку все слова по порядку. Затем — отметить значком те слова, которые были записаны в первый раз, затем — те слова, которые были записаны во второй раз и т.д.

После этого каждым учащимся строится кривая запоминания. Результаты интерпретируются.

Беседа по теме «Определение понятий»

На одном из прошлых занятий вам нужно было ответить на вопросы, кто такие учитель, портной, врач и т.п., то есть составить определения. Все определения начинались словами «это человек...».

А что такое человек?

Ответить на этот вопрос трудно. Слишком сложен человек, чтобы его можно было уместить в краткое определение.

Древнегреческий мудрец Платон определил: «Человек — это двуногое без перьев». Чем не определение? В самом деле, двуногие живые существа — это птицы и люди. Но все птицы покрыты перьями; значит двуногими без перьев являются только люди.

Вы согласны с этим определением?

Попробуйте опровергнуть это определение!

Однако другой мудрец Диоген принес Платону общипанного цыпленка и сказал: «Вот человек». Тем самым Диоген доказал, что определение Платона неправильное.

Упражнение 1

Какие из следующих определений — неправильные? Объясните свой ответ.

1. Щенок — это маленькая собака.

2. Щенок — детеныш собаки.

3. Млекопитающие — это животные, которые кормят детенышей молоком.

4. Корова — домашнее животное, дающее молоко.

5. Рыба — животное, живущее в воде.

6. Термометр — это прибор для измерения температуры воды.

7. Термометр — это прибор для измерения температуры.

8. Термометр — это измерительный прибор.

9. Чашка — это посуда, из которой пьют чай.

10. Подлежащее — главный член предложения.

11. Простое число — это натуральное число, не равное 1, которое делится на 1 и само на себя.

Определения могут быть неправильными по разным причинам.

Определения понятий бывают:

слишком узкими, то есть недостаточными;

слишком широкими, то есть избыточными.

Так, определение 8 — слишком широкое: к измерительным приборам относится не только термометр, но и барометр, весы, часы, транспортир и т.д.

Определение 6 — слишком узкое: термометром измеряют не только температуру воды, но и воздуха, тела человека и т.д.

Как можно проверить правильность определения? Нужно закрыть понятие, определение которого ты ищешь, и ответить себе на вопрос, можно ли по определению однозначно сказать, о чем идет речь.

Например, рассмотрим определение рыбы: рыба — это животное, которое живет в воде. Можно ли сказать, что речь идет только о рыбах, а не о моржах?

Упражнение 2

Какие из неправильных определений в предыдущем задании слишком широкие? Слишком узкие?

Подумай, какие слова нужно добавить или исключить, чтобы сделать определения правильными.

Исправь определения.

Домашнее задание

Исправь определения:

Ножницы — это инструмент для разрезания бумаги.

Остров — это часть суши, которая омывается водой.

Волейбол — это спортивная игра с мячом.

Учебник — это книга, по которой учатся дети.

 

ЗАНЯТИЕ 20. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (продолжение)

Задачи

Диагностика и развитие активного словаря.

Обучение умению давать определения понятий.

Материалы

Карточки со словами-омонимами.

Разминка (диагностика — 5 мин)

Упражнение проводится в виде карточной игры. На карточке написано слово. У этого слова есть — омоним. Вы должны назвать не меньше двух значений каждого слова, помещенного на карточке.

Мышка
Вилка
Кран
Служба
Шашка
Атлас
Бокс
Розетка
Операция
Гусеница
Ерш
Зарядка
Каток
Ключ
Лопатка
Лук
Месяц
Наряд
Очки
Проводник
Узел
Язык
Герой
Утка
Крючок
Воля
Брак
Байка
Башмак
Стрелка
Дробь
Мир
Ручка
Конь
Шишка
Лист
Доля
Лом
Жучок
Пол

Беседа по теме «Определение понятий»

Первоклассник Миша встретил в книге незнакомое слово градоначальник и спросил родителей, что оно означает. «Но это же совершенно ясно, — сказала мама. — Градоначальник — это начальник города». «Ну что значит начальник города? — возразил папа. — Градоначальник — это мэр города».

Оба эти определения не широкие и не узкие. Но что такое градоначальник маленький Миша так и не понял: мама не сказала ему ничего нового, а папа употребил непонятное слово мэр.

Давая определения, нельзя: пользоваться этим же словом или словами, из него образованными; употреблять в объяснении непонятные слова.

Упражнение

Какие недостатки вы видите в следующих определениях?

Логика — это наука о логическом мышлении.

Бортпроводница — это стюардесса на самолете.

Летчик — это пилот авиалайнера.

Составьте определения с учетом выявленных недостатков.

Домашнее задание

Доделать упражнение этого урока с омонимами.

 

ЗАНЯТИЕ 21. РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОТ БОЛЕЕ ЧАСТНЫХ К БОЛЕЕ ОБЩИМ

Задачи

Тренировка умения выделять свойства предметов, классифицировать предметы по признакам.

Тренировка умения располагать понятия от более частных к более общим;

Материалы

Карточки со словами.

Разминка (5 мин)

«Поиск аналогов»

Называется какой-либо предмет или явление, например вертолет. Необходимо написать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам.

Например, могут быть названы такие пары слов:

птица и бабочка (летают и садятся);

автобус и поезд (транспортные средства);

штопор и вертолет (важные детали вращаются).

Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество аналогов.

Упражнение

От вас требуется расположить приведенные ниже понятия таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду.

Например, даны понятия: пудель, животное, собака, домашнее животное

Их следует расположить так:

Пудель, собака, домашнее животное, животное.

Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.

Яблоко, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое дерево.

Почва, чернозем Украины, природное образование, чернозем.

Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.

Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.

Число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь.

Сказка, сказка «Колобок», жанр, устное народное творчество.

Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.

Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.

Фигура, квадрат, плоскостная фигура, прямоугольник, многоугольник.

Часть речи, глагол «приказать», основные грамматические разряды, глагол.

Вид государственного управления, демократия, рабовладельческая демократия в Афинах, рабовладельческая демократия.

Поэтическое произведение, литературное произведение, стихотворение «Два великана», стихотворение М.Ю. Лермонтова.

Коренное население Америки, население, индейцы, население Америки.

Пресмыкающиеся, гадюка, змея, ядовитая змея, позвоночные

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Поиск аналогов».

 

ЗАНЯТИЕ 22. СИСТЕМА РОДОВИДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Задачи

Тренировка умения строить иерархическую систему родовидовых отношений между понятиями.

Тренировка умения открывать в предмете разные неожиданные возможности использования.

Материалы

Карточки со словами: кирпич, носок, перчатка.

Разминка (5 мин)

«Кирпич»

Называется знакомый всем предмет, например кирпич. Надо придумать как можно больше нестандартных способов применения этого предмета.

Упражнение

От вас требуется расположить понятия в определенном порядке. Однако при выполнении задания не получится простой цепочки, так как некоторые понятия являются родовыми по отношению не к одному, а к нескольким видовым понятиям.

Например, даны понятия: мебель, кресло, стол, рабочее кресло, обеденный стол.

Получается такая цепочка:

Аналогичные системы постройте из следующих понятий.

Корень, лист, орган растения, плод, ягода, сочный плод.

Железная руда, полезные ископаемые, пески, природные образования, рудные полезные ископаемые.

Фигура, линия, угол, плоскостная фигура, многоугольник, куб, острый угол, объемная фигура.

Глагол, часть речи, союз, глагол сослагательного наклонения, соединительный союз, служебная часть речи.

Раб, угнетаемый человек, крепостной крестьянин, Спартак, человек, угнетатель.

Стихотворение, жанр, лирическое произведение, былина, стихотворение «Парус», устное народное творчество, былина об Илье Муромце.

Искусство, музыка, масляная живопись, эстрадная музыка, изобразительное искусство, живопись.

Перелетные птицы, птицы, грач, позвоночные, животные организмы, млекопитающие.

Состояние тела, движение, ускорение, равномерное ускорение, покой.

Население Америки, пришлое население Австралии, арабы, население, население Австралии, население Северной Африки, англоавстралийцы.

Производство, ремесленная мастерская, гончарная мастерская, промышленное производство, фабрика, ручное производство, кондитерская фабрика.

Прибор, ртутный термометр, динамометр, термометр, барометр, манометр, силомер.

Цветковые растения, деревья, растения, кустарники, травянистые растения, низшие растения.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Кирпич».

 

ЗАНЯТИЕ 23. СРАВНЕНИЕ ПАР ПОНЯТИЙ И НАХОЖДЕНИЕ В НИХ ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ

Задачи

Тренировка умения выделять свойства предметов, классифицировать предметы по признакам.

Тренировка умения находить общие существенные признаки у нескольких понятий, то есть выявлять общее родовое понятие.

Материалы

Лист с картинками для упражнения «Исключение лишнего».

Разминка (диагностика — 5 мин)

«Исключение лишнего»

Рассмотрите внимательно предметы (или явления) на картинках. Четыре предмета (или явления) в ряду можно объединить в группу по какому-то признаку, пятый предмет (явление) является лишним. Назовите общее свойство, которое имеют четыре предмета (явления) и не имеет пятый. Запишите этот признак под порядковым номером ряда.

Упражнение

В следующих заданиях нужно сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие, выделить существенные признаки, сравнить их, выбрать общие для обоих понятий.

(В скобках даны правильные ответы.)

Церковь — феодал (крупные землевладельцы).

Стебель — лист (части растения).

Лед — пар (агрегатное состояние воды).

Река — озеро ( естественные водоемы).

Местоимение — глагол (части речи).

Лермонтов — Пушкин (русские поэты).

Барометр — манометр (приборы, измеряющие давление).

Равнины — горы (виды земной поверхности).

Меняла — ростовщик (люди, дающие деньги под процент).

Луг — болото (растительные сообщества).

Меридианы — параллели (географические координаты).

Ньютон — Паскаль ( физики).

Эпическое произведение — драматическое произведение ( литературное произведение).

Латы — кольчуга (защитное воинское снаряжение).

Капля — песчинка (мельчайшие частицы природы).

Орфография — пунктуация (разделы грамматики).

Эфиопия — Алжир (африканские государства).

Гриб — лишайник (низшие растения).

Католицизм — православие (христианство).

Союз — предлог (служебные части речи).

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Исключение лишнего».

 

ЗАНЯТИЕ 24. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Задачи

Тренировка умения выделять существенные признаки разного рода при анализе одного понятия.

Тренировка умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Разминка (5 мин)

«Взаимоисключение»

Нужно назвать как можно больше предметов, обладающих несколькими противоположными признаками и функциями.

Например: дверь (закрывает и открывает выход из помещения), выключатель (зажигает и гасит свет), рука (может стукнуть и погладить) и т.п.

Беседа по теме «Логические отношения между понятиями»

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие:

Вид — род (окунь — рыба).

Часть — целое (плавник — окунь).

Причина — следствие (горе —слезы).

Вид — вид (окунь — щука).

Последовательность (понедельник, вторник).

Функциональные отношения (окунь — река).

Противоположность (тьма — свет).

Упражнение

Назовите отношения, существующие между понятиями каждой пары.

Рабы — класс

Осень — зима

Ромб — сторона

Рабы — рабовладельческий строй

Тополь — ясень

Газ — жидкость

Сахара — пустыня

Тополь — пирамидальный тополь

Жидкость — вещество

Рабы — рабовладельцы

Карта — глобус

Буква — гласная буква

Вода — холодная вода

Рабы — крепостные крестьяне

Шероховатость — трение

Фигура — плоскостная фигура

Союз — предлог

Засуха — неурожай

Носорог — саванна

Тополь — лес

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Взаимоисключение».

 

ЗАНЯТИЕ 25. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ (продолжение)

Задачи

Тренировка умения устанавливать сложные логические связи и отношения между понятиями.

Материалы

Карточки со словами.

Разминка (5 мин)

«Логическая связь»

Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь логическую связь с обоими названными предметами.

Например, в данном случае это могут быть: экскаватор (сходен по функциям с лопатой, а с автомобилем входит в одну группу транспортные средства) и рабочий (он копает землю и одновременно является владельцем автомобиля).

Допускается использование 2—3 соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль).

Упражнение

Установите, какая связь существует между парами слов первого списка. Запишите эти связи под порядковыми номерами пар слов.

Затем прочтите каждую пару слов из второго списка и определите, как соотносятся пары слов из этих двух списков.

Первый список

1. Овца — стадо

2. Малина — ягода

3. Море — океан

4. Свет — темнота

5. Отравление — смерть

6. Враг — неприятель

Второй список

Подберите соответствующую пару из первого списка.

1. Испуг — бегство

2. Физика — наука

3. Правильно — верно

4. Грядка — огород

5. Похвала — брань

6. Пара — два

7. Слово — фраза

8. Бодрость — вялость

9. Свобода — независимость

10. Месть — поджог

11. Десять — число

12. Праздность — безделье

13. Глава — роман

14. Покой — движение

15. Бережливость — скупость

16. Прохлада — мороз

17. Обман — недоверие

18. Пение — искусство

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Логическая связь».

 

ЗАНЯТИЕ 26. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ (продолжение)

Задачи

Тренировка умения выделять свойства предметов, классифицировать предметы по признакам.

Тренировка умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Материалы

Карточки со словами.

Разминка (5 мин)

Берутся три слова, например: собака, солнце, помидор. Надо создать группу из двух слов, объединенных общим признаком, а третье слово, не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше признаков, объединяющих все новые пары. Желательно искать нестандартные, но верные ответы.

Упражнение

В каждой строчке этого упражнения написаны три слова. Между первым и вторым словом существует какая-то связь. Определите ее. Рядом с третьим словом даны еще пять слов в скобках. Из этих пяти нужно выбрать только одно, которое будет относиться к слову без пары точно так же, как первое слово ко второму.

Лошадь : жеребенок — корова (пастбище, рога, молоко, теленок, бык)

Тонкий : толстый — безобразный (красивый, жирный, грязный, урод, веселый)

Свинец : тяжелый — пух (трудный, перина, перья, легкий, куриный)

Ложка : каша — вилка (масло, нож, тарелка, мясо, посуда)

Яйцо : скорлупа — картофель (курица, огород, капуста, суп, шелуха)

Коньки : зима — лодка (лед, каток, весло, лето, река)

Ухо : слышать — зубы (видеть, лечить, рот, щетка, жевать)

Собака : шерсть — щука (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя)

Пробка : плавать — камень (пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик)

Чай : сахар — суп (вода, тарелка, крупа, соль, ложка)

Дерево : сук — рука (топор, перчатка, нога, работа, палец)

Дождь : зонтик — мороз (палка, холод, сани, зима, шуба)

Школа : обучение — больница (доктор, ученик, учреждение, лечение, больной)

Песня : глухой — картина (хромой, слепой, художник, рисунок, больной)

Нож : сталь — стол (вилка, дерево, стул, пища, скатерть)

Птица : гнездо — человек (люди, птенец, рабочий, зверь, дом)

Рыба : сеть — муха (решето, комар, комната, жужжать, паутина)

Хлеб : пекарь — дом (вагон, город, жилище, строитель, дверь)

Пальто : пуговица — ботинок (портной, магазин, нога, шнурок, шляпа)

Коса : трава — бритва (сено, волосы, острая, сталь, инструмент)

Нога : сапог — рука (калоши, кулак, перчатка, палец, кисть)

Вода : жажда — пища (пить, голод, хлеб, рот, еда)

Электричество : проволока — пар (лампочка, лошадь, ток, вода, трубы, кипение)

Паровоз : вагоны — конь (поезд, лошадь, овес, телега, конюшня)

Алмаз : редкий — железо (драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный)

Бежать : стоять — кричать (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать)

Волк : пасть — птица (зерно, клюв, соловей, яйцо, пение)

Растение : семя — птица (зерно, клюв, соловей, яйцо, пение)

Театр : зритель — библиотека (актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель)

Железо : кузнец — дерево (пень, пила, столяр, кора, листья)

Нога : костыль — глаза (палка, очки, слезы, зрение, нос)

Утро : ночь — зима (мороз, день, январь, осень, сани)

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру, предложенную на сегодняшней разминке.

 

Спонсор публикации статьи – интернет-магазина картин «Pigmentum». Если вы задумали украсить свой интерьер картиной, не обязательно тратить большие деньги на покупку картины в галерее, и вовсе не нужно обходиться дешевой репродукцией. Интернет-магазин «Pigmentum» поможет вам по разумным ценам купить картину – настоящую, выполненную масло на холсте, а так же оформит ее согласно вашим представлениям в подрамник или багет, достаточный выбор которых будет представлен при покупке, и доставит вам в готовом виде.

ЗАНЯТИЕ 27. КЛАССИФИКАЦИЯ

Задачи

Развитие активного словаря.

Тренировка в использовании мыслительных операций: обобщения и классификации.

Разминка (диагностика — 5 мин)

«Цепочка из слов»

Цепочку из слов можно составлять из названий городов, растений, животных, сладостей и т.д. Это известная игра: следующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Но эту игру можно усложнить, нанизывая слова не на одну буку, а на две, три.

Например:

Белка — кабан — антилопа...

Начало — логово — воронка — канал — ...

Упражнение

Ученик 7-го класса, назовем его Митей, встретил в одной умной книге о животных слово классификация и решил посмотреть в словаре, что оно означает. Но найти словарь оказалось не так-то просто. Просмотрев снизу доверху все полки (а их было пять) своего книжного шкафа, Митя обнаружил словарь на верхней полке, да и то с трудом: он был завален всяким хламом — старыми тетрадями, растрепанными детскими книжками, альбомами с марками, разрозненными номерами журнала «Юный натуралист».

В словаре Митя прочел: классификация — распределение предметов на группы (классы) по каким-либо отличительным признакам. Классификация устанавливает определенный порядок.

«Порядок — это как раз то, что мне нужно», — подумал Митя и стал разбирать книжный шкаф.

Нарисуйте план-схему размещения книг на пяти книжных полках. Мите нужно было разместить:

учебники,

тетради,

альбомы,

словари, справочники,

книги о животных,

комплект журнала «Юный натуралист» (1997—2000),

старые детские книжки.

Домашнее задание

Наведите порядок на своих книжных полках. Нарисуйте схему распределения своих предметов.

 

ЗАНЯТИЕ 28. КЛАССИФИКАЦИЯ (продолжение)

Беседа по теме «Классификация»

Оказывается, классификация помогает навести порядок не только на полках, но и в различных отраслях знаний.

Например, все позвоночные животные распределяются по таким «полочкам»-классам: млекопитающие, птицы, рептилии, земноводные, рыбы.

Всех животных по способу питания можно разделить на группы:

При проведении классификации надо помнить о следующем правиле.

Классифицируя множество (совокупность) каких-либо предметов, мы делим их на классы (группы) так, чтобы все предметы были распределены по классам и каждый из них входил бы только в один класс.

Например, классифицируем следующие предметы:

Так можно

5-6.jpg (14491 bytes)

Так нельзя

Упражнение 1

Учитывая правила классификации, ответьте на вопрос, можно ли классифицировать числа 15, 16, 17, 18, 19 следующим образом:

1. Четные и нечетные

Ч

Н

16 18

15 17 18

2. Четные и простые

Ч

П

16 18

17 18

3. Четные, нечетные и простые

Ч

Н

П

16 18

15 17 19

17 19

Итак, правильная классификация получилась только в первом случае. Вторая и третья классификации неправильные, во втором случае число 15 не вошло ни в одну группу (класс); в третьем случае числа 17, 19 вошли в два класса.

Упражнение 2

Можно ли классифицировать фигуры, изображенные на рисунке:

на многоугольники и круги;

на четырехугольники, отрезки и круги;

на четырехугольники, треугольники и круги;

на замкнутые и незамкнутые фигуры;

на замкнутые фигуры, незамкнутые фигуры и треугольники?

Объясните свои ответы. Создайте правильную классификацию, разбив фигуры на три группы.

Упражнение 3

Можно ли классифицировать:

углы — на острые, прямые и тупые;

треугольники — на остроугольные, прямоугольные, тупоугольные и равнобедренные;

многоугольники — на треугольники и четырехугольники;

натуральные числа — на четные, нечетные и кратные 3;

натуральные числа — на числа, большие 100, и числа, меньшие 100.

Объясните свои ответы.

Упражнение 4

Какие из следующих классификаций неправильные?

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Глаголы в русском языке бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.

Буквы бывают гласные и согласные.

Предложения бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными.

Согласные буквы в русском языке делятся на глухие, свистящие и шипящие.

Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные.

Грибы бывают съедобные, ядовитые, трубчатые, и пластинчатые.

Птицы бывают дикие, домашние и перелетные.

В лесу растут сосны, лиственные деревья и хвойные деревья;

Писатели делятся на прозаиков и поэтов.

Сделайте эти классификации правильными.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Цепочка слов».

 

ЗАНЯТИЕ 29. КЛАССИФИКАЦИЯ (продолжение)

Задачи

Развитие активного словаря.

Тренировка в использовании мыслительных операций: обобщения и классификации.

Разминка (диагностика — 5 мин)

В каждом из данных слов переставь буквы так, чтобы получилось новое слово. Впиши эти слова вместо точек.

Салат — ...

Ангар — ...

Фара — ...

Влага — ...

Норма — ...

Среда — ...

Смола — ...

Кайма — ...

Терка — ...

В каждом из новых слов подчеркните первую букву, и вы узнаете, какое слово зашифровано. Вспомните, что это слово означает. Приведите пример.

Упражнение 1

Классифицируйте (разделите на группы) шахматные фигуры:

— по цвету;

— по «правилам поведения» в игре.

Назовите каждую группу.

Посчитайте, сколько фигур в каждой группе.

Упражнение 2

Классифицируйте (разделите на группы) по частям речи следующие слова:

Лыжи
Медведь
Число
Карандаш
Синий
Снег
Грустить
Бежать
Бег
Беглый
Белизна
Белый
Классификация
Классифицировать
Высоко
Высота
Высокий
Поздно
Признак
Вперед

При правильной классификации должно получиться четыре группы.

Упражнение 3

Слова пенал, ваза, лампа, юноша, абажур, перо, карандаш, тыква, признак, парта, зал, линейка, тетрадь, солнце, свойство, лошадь, пень, лень разделите на группы (классы):

по количеству слогов;

по родам.

Упражнение 4

Среди слов найдите синонимы (слова, обозначающие одно и то же):

комната, замок, гостиница, дворец, горница, изгородь, хата, забор, кровля, отель, изба, крыша.

Разделите эти слова на группы синонимов. Заполните таблицу.

1

2

3

4

5

6

Комната

Замок

...

...

...

...

Горница

...

...

...

...

...

Упражнение 5

Совокупность слов нос, носить, поднос, перенос, переносица, носильщик, занос разделите на группы однокоренных слов.

Разделите слова носильщик, переносица по составу.

В каком случае (в первом или во втором) произведенное деление является классификацией?

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Какое слово зашифровано».

 

ЗАНЯТИя 30, 31. КЛАССИФИКАЦИЯ (продолжение)

Задачи

Развитие активного словаря.

Тренировка в использовании мыслительных операций: обобщения и классификации.

Разминка (диагностика — 5 мин)

«Алфавит»

Напишите 33 слова (имена существительные, нарицательные, в единственном числе, в именительном падеже), в каждом из которых пять букв. Средние (третьи) буквы каждого слова должны составить полный алфавит.

Упражнение 1

По какому признаку составлены следующие группы:

Щи, бульон, свекольник, борщ, окрошка.

Котлеты, голубцы, блинчики, пельмени, омлет.

Компот, кисель, желе, пирожное, мороженое.

К какой группе можно отнести оладьи, кашу, банан?

Упражнение 2

Посмотрите на рисунок.

Что общего у фигур 1 и 4; 1 и 2; 1 и 3?

По какому признаку классифицированы фигуры в каждой из следующих таблиц:

1)

2)

3)

Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.

Одна и та же совокупность объектов может быть классифицирована по разным основаниям.

Но в одной и той же классификации необходимо применять только одно основание.

На рисунке одни и те же фигуры классифицированы по трем разным основаниям:

по величине (большие и маленькие фигуры);

по форме (треугольники и круги);

по цвету (светлые и темные).

Упражнение 3

Треугольники можно классифицировать на:

остроугольные, прямоугольные и тупоугольные;

разносторонние, равнобедренные и равносторонние.

По какому основанию треугольники классифицируются в каждом случае?

Упражнение 4

По какому основанию проведены классификации а и б на рисунках

Слабый Умеренный Сильный Ураганный

Упражнение 5

Числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 классифицированы тремя способами:

А) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Б) 2, 3, 5, 7, 11, 13, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15.

В) 3, 6, 9, 12, 15, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14.

Для каждой классификации укажите ее основание.

Упражнение 6

Существительные стол, мышь, собака, солнце, чайник, конь, муха, книга, слон, окно, печь классифицируйте:

по родам (мужской, женский, средний);

по склонениям (1-е, 2-е, 3-е склонения).

Подумайте, по какому еще признаку эти существительные можно разделить на две группы. Выполните эту классификацию.

Совокупность объектов железо, береза, медь, лиса, сосна, серебро, волк, клен, тигр, золото классифицируйте:

на две группы;

на три группы.

Назовите каждую группу.

Упражнение 7

Объясните, на основании какого (каких) признаков можно объединить следующие слова в группу.

Мама, папа, сын, дочь.

Мама, дочь, сестра, бабушка.

Мама, учительница, сестра, бабушка.

Рассказ, новелла, стихотворение, пьеса.

Рассказ, пригорок, подход, безопасность.

Лимон, желток, солнце, цыпленок.

Киев, Коля, Килиманджаро, Конго.

Кон, мел, угол, хор.

Разделите следующие слова и числа на две группы и объясните принцип выполнения этой работы.

1. Месяц, око, глаз, луна.

2. Кино, стена, село, крыша, стол, каша, среда, кража.

3. 25, 32, 78, 52, 87, 13, 14, 23, 31, 41.

4. 3, 18, 25, 9, 10, 40, 27, 15.

5. Баран, корова, конь, кабан, овца, лошадь, свинья, бык.

6. Собака, ягненок, цыпленок, свинья, овца, щенок, поросенок, курица.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Алфавит».

 

ЗАНЯТИЕ 32. МНОГОСТУПЕНЧАТЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ

Задачи

Развитие активного словаря.

Тренировка в использовании мыслительных операций: обобщения и классификации.

Разминка (диагностика — 5 мин)

«Алфавит»

Продолжите написание 33 слов (имена существительные, нарицательные, в единственном числе, в именительном падеже), в каждом из которых пять букв. Средние (третьи) буквы каждого слова должны составить полный алфавит.

Беседа по теме «Многоступенчатые классификации»

С помощью многоступенчатой классификации систематизируются знания в различных областях.

Так, в зоологии (науке о животных) все животные классифицируются:

на типы;

каждый тип — на классы;

класс — на отряды;

отряд — на семейство;

семейство — на роды;

род — на виды.

Можно взять пример из художественной литературы. Например, Каштанка, героиня рассказа Антона Павловича Чехова, относится:

к виду «собака домашняя»,

роду «волк»,

семейству «волчьих»,

отряду «хищных»,

классу «млекопитающих»

типу «хордовых».

Таким образом, все многообразие животного мира приводится в систему. Для каждого животного в этой системе находится свое место. Это место всегда можно определить, указав тип, класс, отряд, семейство, род и вид.

С помощью многоступенчатой классификации можно найти место жительства отдельного человека на земном шаре, зная:

страну, где он живет;

республику или штат в этой стране;

область;

город или деревню;

улицу;

номер дома, квартиру.

В грамматике части речи классифицируются на существительные, глаголы, прилагательные, местоимения и др.

В свою очередь существительные делятся по родам (женский, мужской, средний), глаголы — по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и т.д.

Существительные каждого рода можно разделить по числам (единственное, множественное).

Можно составить следующую таблицу (см. внизу).

При классификации по этой таблице существительные разбиваются на 6 групп.

Назовите эти группы.

Упражнение 1

Каждое из существительных: стол, окна, новости, конь, мышь, игры, времена, стулья, дом, крылья, сосна, земли, признаки, свойство, солнце, тигры, гостья, колесо — относится к одной из групп. Заполните таблицу, разместив эти существительные по адресам.

Как узнать, к какой группе относится задуманное слово (из таблицы), задав не более трех вопросов, на каждый из которых можно отвечать только «да» или «нет»?

Упражнение 2

Систематизируйте совокупность чисел и фигур по схеме (см. с. 16).

Впишите в ячейки названия групп.

А) Числа:

2, 17, 121, 20, 7, 100, 58, 9, 8, 13, 46, 240, 807, 466

Таблица

Существительные

мужской род

женский род

средний род

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

число

число

число

число

число

число

Схема к упражнению 2

Б) Фигуры:

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Алфавит».